Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
«Если в книге много картинок, то она не обязательно только для детей»
21 февраля 2014 8 574 просмотра

Алина Ибрагимова
Алина Ибрагимова

Зина Сурова — художник, книжный иллюстратор, преподаватель. Она сама пишет тексты к своим книжкам-картинкам, проводит мастер-классы с детьми.

Мы расспросили Зину Сурову, как она училась рисовать и почему сегодня особенно важны познавательные книги для детей. И еще мы спросили ее о судьбе бумажной книги: что ждет ее в будущем?

Зина, ваши книги очень разные, но при этом они все равно узнаваемы. Что повлияло на формирование вашего художественного стиля?

Это очень непростой вопрос. Возможно, сказалось мое воспитание, я ведь выросла в семье художников. У папы и мамы своя художественная школа в Крыму. Папа преподаватель от природы, он работает с детьми уже пятьдесят лет. Самое удивительное для меня, что он до сих пор находит прямой контакт с подростками, у него даже есть фейсбук, а ему семьдесят пять лет.

В детстве папа читал мне книги вслух. Есть книга Даниэля Пеннака «Как роман» — про то, как читать детям. В 80-е и 90-е, когда я росла, Пеннак у нас не издавался, но позже, когда я прочитала эту книгу, поняла, что папа делал все именно так, как там написано. Он вообще фанат чтения вслух и считает, что так можно читать любому: взрослому, подростку, ребенку.

Он объяснял мне, как воспринимать текст и как вести диалог с автором. Это очень сильно на меня повлияло. То есть у каждой книги есть автор: если ты сам — это одна история, если кто-то другой — другая, если кто-то «вечный» — третья. И иллюстратор должен очень трепетно относиться к автору, его тексту и теме. Невозможно иллюстрировать Шекспира так же, как Булгакова.

У иллюстратора, конечно, должен быть свой стиль. Я часто использую в книгах совсем разные материалы, коллаж, но меня все равно узнают. Когда мои студенты спрашивают, почему книги разные, а стиль один, я им объясняю, что есть такое понятие «надстиль», и он рождается как бы вне тебя, когда ты стараешься построить диалог с авторами разных книг или с разными темами своих книг.

Именно поэтому вы можете делать и художественные, и познавательные книги?

Да, поэтому у меня есть познавательные книги и есть книжки-картинки. И те, и другие развивают, но развивают по-разному. И для каждого возраста нужны свои книги. В какой-то момент ребенок может взять палочку и сказать — это лошадь, и тогда совершенно абстрактная книга Эрве Тюлле — то, что для него нужно. А в какой-то момент ребенку подавай настоящую лошадь и рисунки, где много деталей. Тогда ему нужны книжки из серии про Петсона и Финдуса, например.

Очень важны познавательные книги. Недавно детям класса, где учится мой ребенок, поручили работу над проектом: вырастить что-нибудь дома и принести в школу. И из тридцати человек только двое выполнили это задание. Одна девочка принесла фасоль, а моя дочка – дуб. Мы выращивали его из желудя, и дочка нарисовала книгу-схему, где показала процесс роста этого дерева.

Никто из остальных родителей не нашел времени, чтобы вместе с ребенком сделать этот школьный проект. Весь класс кинулся рассматривать эту фасоль и пророщенный желудь. Они удивились, что фасоль выглядит именно так, и оказалось, что они никогда не видели желудей. Это катастрофа. Недавно мы говорили с редактором о том, что современные дети, похоже, не в курсе, как растет «еда». Именно поэтому очень важно делать познавательные книги.

Мои друзья-художники спрашивают, зачем я делаю такие книги как «Находилки» и «Занималки». Так вот, в этих книгах я стараюсь вернуть детям природу, вернуть им желуди!

Кто из художников-иллюстраторов оказал серьезное влияние на ваше творчество?

В детстве я очень любила Туве Янссон с ее картинками. Мне вообще очень нравилось соединение текста с рисунком. И возможно, именно благодаря этому автору у меня часто встречается активное штриховое рисование. Я просто беру ручку и рисую без карандашного эскиза.

Большое влияние на меня оказал Виктор Пивоваров — замечательный иллюстратор детских книг. Я помню стихи Заходера с рисунками этого художника. Он великолепно умел существовать в мире ребенка. Это то, что касается иллюстраторов.

А в девять лет, например, моим любимым художником был Гоген. Все дети получили в подарок на Новый год игрушки, а я — альбом Поля Гогена.

А на что вы ориентируетесь, когда создаете художественные книги и познавательные книги?

Когда делаешь книги, очень важно понимать особенности аудитории и рынка. Не так давно у нас вышла познавательная книга про космос. Мы ее делали вместе с моим другом, журналистом Дмитрием Костюковым. В этой книге много картинок и много текста. Для европейцев такое количество текста на страницу – катастрофически много. А в понимании нашего читателя, текста в самый раз, если книжку нельзя прочитать в магазине — ура!

Другая моя книга, «Кораблик любви» — истории для развития созерцательного восприятия. Я там в картинках цитирую полет влюбленных Шагала. Это книжка про любовь и рождение детей. Главная ее цель — рассказать, как это красиво. И как сделать, чтобы ребенок поговорил со своими мамой или папой, откуда он появился. Чтобы этот разговор над книжкой стал семейной историей.

Такая же ситуация и с моим «Чаепитием на воздушном Змее». Это книга для детей, подростков и взрослых. Обычно мои студентки дарят ее своим бойфрендам. Очень хочется, чтобы ребенок с детства понимал: если в книге много картинок, то она не обязательно только для детей. Так не хочется лишать взрослых картинок – ну что они только романы с буковками читают!

Какие книги вам хотелось бы проиллюстрировать?

Моя мечта — делать такие книги, как, например, «Пейзаж, нарисованный чаем» Павича. И делать их с большим количеством рисунков и с безумным макетом, который бы подошел для постмодернистской прозы. То есть я хотела бы сделать взрослую книгу с картинками. Проблема в том, что права на книги Павича, Кортасара и других моих любимых писателей давно уже куплены крупными издательствами, которые никогда в жизни не пойдут на такое.

Как вы считаете, кого в ваших книгах больше: художника или автора текста?

Пожалуй, художника. Чтобы приблизиться к людям, я делаю больше познавательных книг, после которых и другие мои книжки начинают узнавать. Например, после интереса к «Находилкам», люди стали лучше воспринимать мои созерцательные книги.

Сейчас в сети меня перестали ругать за тексты, но сначала, после выхода книги «Корабль любви», мамочки, что началось… «Какой-то иллюстратор посмел писать тексты!» А у меня при этом был очень серьезный редактор, и даже не один.

Сейчас я работаю над книгой, основанной на дневнике, который мы вели с детьми летом, и там текст первичен. Хотя рядом с ним всегда можно найти какую-нибудь зарисовку…

Как вы думаете, электронные носители заменят бумажную книгу?

О, этот вопрос действительно всех волнует. Недавно мы оформляли холл для Международной книжной ярмарки, и, совместно с Государственной библиотекой иностранной литературы, сделали замечательный проект.

Мы придумали объект с цитатами известных писателей на тему взаимодействия писателя, читателя и книги. Я про это вспомнила, потому что там была цитата из Стивена Фрая, суть которой заключалась в том, что с изобретением лифта, лестницей пользоваться не перестали. Это происходит и с электронной книгой. Я думаю, что бумажной книгой пользоваться не перестанут, это понятно уже сейчас, но для каких-то целей электронная книга, безусловно, удобнее.

«Живая» книга важна, потому что человеку необходимы тактильные ощущения.

Наши «Находилки» и «Занималки» мы сделали в картонном переплете с плотными картонными страницами, в ней очень много ручного, а у людей тянутся к этому руки.

Еще у меня недавно вышла книга «Сказки о Пермской земле». Я думала, это будет региональный проект, интересный только жителям Перми, но фестиваль «Non-fiction» показал, что, не только искусствоведы, но и многие московские родители активно ее покупают. В переплете мы использовали имитацию конгрева — рельефного теснения на плотной бумаге. И когда ты протягиваешь человеку эту книгу, он долго ее гладит, прежде чем открыть.

Книга никогда не перестанет существовать, потому что вещи не перестанут существовать. Люди любят вещи, им нужно тепло, и именно поэтому книги останутся.

Беседу вела Анна Колова

 

Рубрика
Интересное
Похожие статьи