Как появились комиксы, фэнтези и виммельбухи? Почему одни книги становятся любимыми у всех, а другие забываются? И как самому стать писателем?
Принесли главу из новинки.
Бумажная книга Электронная книга
Фэнтези, комиксы, виммельбухи… Какие жанры понравятся читателям в будущем?
— Ой, дядя Кузя, мы попали в новогоднюю или рождественскую сказку! С этого крутого склона открывается отличный вид на скованную льдом реку, на ледяные водопады. По реке мчится оленья упряжка, а в санях — Дед Мороз. Подарки везёт.
Интересно, какие и для кого? А вот и счастливчики. Странная компания: мальчик, две девочки и два бобра. Бобрихе Дед Мороз хочет подарить швейную машинку, бобру обещает починить плотину. Но самые замечательные подарки получают ребята! Мальчик, его зовут Питер, — меч, старшая из девочек, Сьюзен, — лук, колчан со стрелами и рожок из слоновой кости. Самой младшей, Люси, достались бутылочка с исцеляющим раны напитком и маленький кинжал, чтобы защищаться от врагов. Какая интересная сказка! Надо её обязательно прочитать.
— Мы видим маленький эпизод из повести-фэнтези Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф». Её герои Питер, Сьюзен, Люси и Эдмунд попали в волшебную страну — Нарнию.
— Мне кажется, фэнтези — то же, что и сказка.
— Эти жанры действительно очень похожи, но отличие фэнтези от сказки заключается в подробном описании вымышленного мира.
— Я бы тоже хотел побывать в волшебном мире. Как ребята туда попали? И как они познакомились с бобром и бобрихой? Что с ними случилось в Нарнии? Давай все их приключения посмотрим?
— Для этого нам потребуется очень много времени, ведь «Лев, колдунья и платяной шкаф» — лишь первая из семи повестей цикла «Хроники Нарнии». Этот цикл, как и книги Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец», стали классическими, то есть образцовыми, произведениями в жанре фэнтези.
— Дядя Кузя, получается, мы вернулись в Государство фантастики?
— Фэнтези — отдельная часть этого замечательного государства в Мире литературы. Научная фантастика — жанр, в котором автор описывает что-то нереальное в реальном мире. Например, в романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» нереальное — подводная лодка, в цикле Кира Булычёва про Алису Селезнёву — полёты в далёкий космос, цивилизации других планет, технические новшества.
— Погоди, дядя Кузя. Я не понял, что нереального и фантастического в подводной лодке? Они давным-давно по морям-океанам плавают. Да и полёты в далёкий космос обязательно когда-нибудь станут реальностью.
— Ты прав, Чевостик. Но во времена Жюля Верна описанная им лодка не могла быть построена и казалась чем-то нереальным. Научная фантастика часто описывает будущее. Фэнтези — это ненаучная фантастика, в историях этого жанра рассказывается о вымышленных мирах, об их законах, необъяснимых с точки зрения науки, которые часто имеют мало общего с реальным миром. В созданных писателями мирах происходят сверхъестественные события, там обитают драконы, великаны, феи, колдуны, единороги и другие вымышленные персонажи.
— Дядя Кузя, кое-кто из моих друзей очень любит фэнтези, особенно книги про Гарри Поттера.
— Это неудивительно, серия романов о Гарри Поттере писательницы Джоан Роулинг пользуется огромной популярностью во всём мире. А в России жанр фэнтези давно стал одним из самых любимых.
— Пока мы говорили о фэнтези, Дед Мороз уехал, ребята и бобры успели попить чаю в пещере и теперь отправляются в путь.
— И нам с тобой пора, Чевостик. Настраиваю времяскок. Наше время. Санкт-Петербург.
— Похоже на школу. Вот только не пойму, какой это урок — рисования или русского языка? Учитель смотрит рисунки одних ребят, а другим вроде ошибки в словах исправляет.
— Мы попали не на урок, а на заседание кружка комиксов.
— Я знаю, что такое комикс. Это рисунки с подписями. У персонажей комиксов изо рта как бы вылетают облачка, внутри которых написано то, что они говорят. Так можно даже большую историю написать и нарисовать. Мне нравятся комиксы, особенно про
Эмиля и Марго. Интересно, кто придумал этот жанр?
— Истории в картинках с минимумом текста стали печатать газеты. «Дедушками» комиксов-книг можно считать стихи с иллюстрациями немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша «Макс и Мориц» и «Плих и Плюх».
— Кто такие эти Макс и Мориц? А Плих и Плюх — это прозвища?
— Макс и Мориц — ужасно непослушные мальчики. Думаю, тебе их проделки не слишком понравились бы. Плих и Плюх — это два щенка. Злой человек хотел их утопить, но братья Пауль и Петер спасли малышей и принесли домой. Щенята оказались большими озорниками, однако к концу книжки исправились и даже спасли жизнь человеку.
— Ты назвал истории про мальчиков и щенят «дедушками» комиксов. А когда появился «внук» — первый настоящий комикс?
— Первыми традиционными комиксами считаются произведения американского автора Ричарда Фелтона Аутколта «Жёлтый малыш» и «Бастер Браун». Кстати, именно Аутколт придумал облачка для отображения слов и мыслей персонажей.
— Я подглядел — ребята из кружка здорово рисуют, и истории у них очень интересные получаются. Что-то мне тоже захотелось комикс написать, то есть нарисовать. То есть и написать, и нарисовать. Этот жанр словно специально для меня придумали. Я пока не очень быстро пишу, иногда ошибки делаю, буквы пропускаю. Мне хочется сочинить длинную-предлинную историю, но, боюсь, писать придётся долго-долго, и я устану, ошибок наделаю. А рисовать я люблю, никогда не устаю.
— Тогда тебе стоит подумать о создании графического романа — большого произведения из рисунков, в котором очень мало текста. К такому жанру проявляют интерес читатели всех возрастов. А детям очень нравятся виммельбухи.
— И мне, и мне нравятся! Мои любимые виммельбухи — о детективе Пьере, который любое преступление раскроет, из любого лабиринта найдёт выход. В виммельбухах текста мало, зато какие там картинки! Их хоть сто раз рассматривай, всё равно каждый раз что-то новое увидишь. Можно и самому сочинять истории к картинкам. Интересно, кто придумал виммельбух?
— Ты, Чевочка, задал спорный вопрос, потому что ответ на него вызывает споры. Одни считают, что первый виммельбух — книга Али Митгуша «Всё вокруг в моём городе» — появился в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году. Но другие, в том числе я, думают, что это случилось намного раньше. Настраиваю времяскок. Наше время. Германия, Берлин.
— Не вижу ни одной книги. Только картины.
— Обрати внимание вот на эту картину голландского художника Питера Брейгеля — старшего «Фламандские пословицы». Она была написана в тысяча пятьсот пятьдесят девятом году.
— Ого, сколько тут людей. И не сразу разберёшь, что они делают, надо как следует присмотреться.
— Так же, как когда рассматриваешь виммельбух, да? Потому-то я и считаю эту картину виммельбухом. Художник с помощью живописи раскрывает нам смысл фламандских пословиц. Некоторые из них похожи на наши, русские. Про человека, который часто меняет своё мнение и поведение в угоду окружающим, мы говорим: «держит нос по ветру», а фламандцы — «вешает плащ по ветру».
— Как тот мальчик на башне, да?
— Да. Неподалёку внизу человек прибивает ударом двух мух. Мы о том, кто решил разом две проблемы, скажем: «убил двух зайцев сразу».
— Я рассмотрел мужчину, кидающего в воду монеты. А у нас про тех, кто даром что-то тратит, говорят: «пускает деньги на ветер». Да, эту картину можно долго разглядывать и разглядывать. Если бы Брейгель подписал пословицы, получился бы настоящий виммельбух, а без подписей вышла картина-квест.
— Ты напомнил мне ещё об одном набирающем популярность жанре — книгах-квестах. Чтобы их прочитать, надо поломать голову, разгадать загадки, а иногда и самому придумать, что случится с героями дальше.
— Обожаю квесты! Некоторые мои приятели ими зачитываются. Придумывать самому, что будет с героями дальше, — моё любимое занятие. Однажды я сочинил историю о том, как Щелкунчик, став принцем, подружился с Суок и Тутти из книги «Три толстяка». Они узнали, что в одном городе власть захватил злой горбун, как в книге «Город мастеров», и решили освободить жителей… Дядя Кузя, а как правильно называется история про героев, которых придумал не я?
— Думаю, её можно назвать фанфиком — сочинением по мотивам популярных литературных произведений. Сейчас многие люди, особенно молодые, увлекаются написанием фанфиков.
— Дядя Кузя, как ты думаешь, писатели, придумавшие героев, про которых другие пишут фанфики, не обижаются? Я бы не обижался, но не знаю, как другие.
— Хороший вопрос ты задал, Чевостик. С одной стороны, если кто-то сочиняет продолжение твоего произведения, значит, оно популярно. Это любому писателю приятно. Но, с другой стороны, закон запрещает без разрешения использовать в своих сочинениях отрывки из чужих книг или чужих героев. Если, конечно, ты не сочиняешь фанфики только для собственного удовольствия и для того, чтобы развлечь друзей, а хочешь их издавать или публиковать в интернете для всех, да ещё получать от читателей плату.
— Понятно: нельзя брать чужое без спроса и списывать у других нехорошо. Лучше придумывать чтото своё. Ох, сколько же у меня теперь идей появилось! Хочется прямо сейчас сочинить что-нибудь.
— Тогда нам пора заканчивать путешествие. Выключаю времяскок.
По материалам книги «Увлекательная литература».
Заказать: