Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
«Это не игра»: как взрослым распознавать и останавливать травлю. Интервью с психологом Лилей Брайнис
вчера

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Почему дети, оказавшиеся в ситуации травли, редко говорят об этом взрослым? А родители и учителя, даже замечая тревожные сигналы, не уверены — вмешиваться или нет? И почему до сих пор жив миф о том, что буллинг «закаляет характер»?

Поговорили об этом с Лилей Брайнис — социальным психологом, педагогом, автором курсов МИФа и основательницей благотворительного фонда «Шалаш».

Лиля, расскажите, как вы пришли к теме травли?

Тема травли стала для меня важной, потому что я сама пережила ее в школе. В седьмом классе — в разгар раннего подросткового возраста — почти весь класс перестал со мной разговаривать, и я оказалась в абсолютно враждебной среде. А еще я влюбилась в мальчика, который участвовал в травле.

Было непросто, болезненно и оставило большой след. Я чувствовала, что меня не любят, что за спиной смеются. Всё время ждала подвоха. Взрослые, которые были рядом, никак не реагировали. Мама говорила: «Подожди, скоро ты перейдешь в другую школу», — но это не помогало, потому что мне приходилось каждый день находиться в супернеприветливой среде.


Лиля Брайнис — философ, социальный психолог и арт-терапевт с 10-летним опытом разработки и применения проективных инструментов.

Когда я начала работать с детьми и подростками, решила: как взрослый, я не допущу, чтобы ребенок оказался в такой ситуации. Это стало для меня внутренним профессиональным выбором: сначала я получила диплом преподавателя философии, затем работала учителем, а позже получила образование социального психолога. Моя магистерская диссертация была посвящена ябедничеству — эта тема тоже связана с травлей.

Работая в школе и детских лагерях, я внимательно следила за тем, что происходит между детьми. Если замечала признаки травли — сразу включалась всеми доступными способами, чтобы ее остановить. Потому что на личном опыте знаю, что это такое, как переживается, какие последствия оставляет и как долго человек может с ними справляться. Мне не хотелось, чтобы кто-то другой этот опыт пережил.

Что помогает вам видеть то, чего не замечают родители или педагоги?

Личный опыт и понимание, что за этим вообще надо смотреть. Травля — это не проблема конкретного ребенка, и уж тем более не обязательный этап развития — никому не нужно ее переживать.

Здесь главное — признать, что такое может быть, и что это может случиться с каждым. После начинаешь внимательно следить за тем, чтобы этого не случилось. Это становится фокусом твоего внимания, вне зависимости от того, чем ты занимаешься: ведешь ли уроки, организуешь летний лагерь или общаешься с детьми на переменах.

Вы говорите, что взрослые часто видят буллинг, но не распознают его. Почему это происходит?

Сегодня взрослые понимают, что травля — это проблема. Но не чувствуют себя достаточно компетентными, чтобы уверенно назвать происходящее травлей.

Родителям и педагогам нужен кто-то, кто посмотрит на ситуацию со стороны и скажет: «да, это оно» или «нет, показалось». Но почти всегда сомнения подтверждаются: тревога оказывается ненапрасной.

Хорошая новость в том, что взрослые начинают искать помощь, обсуждать, спрашивать. Значит, уже не остаются с проблемой один на один. А когда понимают, что столкнулись с травлей — готовы действовать. Или, по крайней мере, хотят понять, как.

С какими самыми частыми фразами и реакциями вы сталкиваетесь, когда к вам приходят взрослые с сомнениями: «а вдруг мне кажется»?

Люди, которые ко мне обращаются, после подтверждения их сомнений обычно соглашаются. И мы сразу переходим к разговору о том, что делать? Как и с какой позиции подойти и в какую сторону двигаться? Потому что гораздо важнее остановить происходящее и помочь всем участникам — не только жертве, но и агрессорам, и свидетелям.

Но я помню историю, которая произошла много лет назад. Я приехала в летнюю школу, где проходили обучение молодые учителя. Поделилась опытом, рассказала о том, что травля — серьезная проблема. Одна учительница спросила: «У меня в классе происходит всё, что ты описываешь, но когда я к ним подхожу, и агрессоры, и жертва говорят, что они “просто играют”. Значит, это не травля?» Конечно, это была она.


Источник.

А здесь мы еще сталкиваемся с историей про ябедничество: дети часто не хотят включать взрослых, потому что внутри групповой динамики, даже такой деструктивной, обратиться за помощью к взрослому хуже, чем подвергаться насилию со стороны сверстников. Не говоря ничего взрослому, член группы сообщает другим участникам о своей лояльности и заявляет: «Я с вами. На все правила соглашаюсь».

Моя позиция простая: «Я запрещаю игры, которые осуществляются за счет того, что вы обижаете другого человека. Это плохая игра. Это вообще не игра». Игра — это деятельность, в которой всем весело, здорово и хорошо. А то, что жертва будет говорить: «со мной всё в порядке», улыбаться сквозь зубы и не признавать происходящего, — так это психологические механизмы защиты. Мы их давно знаем.

Какие сигналы однозначно указывают на то, что речь идет о травле, а не о «детских разборках»?

Интересный вопрос. Для начала стоит уточнить: что такое «детские разборки»? Если речь идет о конфликтах — это нормально. Люди должны друг с другом не соглашаться, спорить, ругаться, выяснять отношения, обижаться — это часть человеческого общения, она должна присутствовать.

Травля — это не конфликт. Травля — это повторяющееся агрессивное поведение при условии неравенства сил.

Если неравенства сил нет, человек может за себя постоять, а в споре выигрывает то один, то другой — перед нами часть человеческой коммуникации. Если наблюдаем ситуацию систематического насилия одних людей по отношению к другим — это травля.

Что происходит с детьми, когда взрослые не замечают или отказываются признавать травлю?

Ничего хорошего. В ситуации травли один ребенок — или группа — занимает позицию силы или власти по отношению к тому, у кого этой силы и власти нет, и осуществляет насилие.

Взрослый здесь выступает большей силой, которая может остановить происходящее и начать менять искаженные, болезненные отношения в сторону взаимодействия, где все общаются друг с другом на равных. Почему это важно?


Источник.

Агрессивное поведение организовывает отношения в группе и влияет на всех. Не только на агрессоров и жертв, но и на свидетелей: они понимают, что окружающая их среда — нездоровая, небезопасная. И нужно быть осторожным, чтобы тоже не оказаться на позиции жертвы.

Когда взрослые не замечают или отказываются признавать травлю, у пострадавших нет возможности себя защитить.

Представьте боксерский ринг: на одной стороне — трое боксеров, на другой — человек со связанными за спиной руками. Очевидно, что это нечестно, так не должно быть. Травля — это то же самое. И только взрослый может остановить бой, снять перчатки, развязать руки, прекратить насилие. И организовать коммуникацию, в которой место в группе не нужно определять через силу и подчинение.

Но без вмешательства — ничего не изменится.

Что вы советуете делать взрослым, если они только начали подозревать, что ребенок подвергается буллингу?

Наблюдать за тем, что происходит, разговаривать. Часто у агрессоров своя правда: они, с одной стороны, по-другому не умеют, с другой — что-то защищают. Никто не хочет быть злодеем. Все хотят быть хорошими. Поэтому часто они рассказывают историю о том, что кого-то спасают, пытаются проучить, научить — то есть рационализация существует.

Здесь стоит опираться на признаки: повторяемость, агрессия, неравенство. Если они присутствуют — значит, это травля, и действовать нужно быстро, не затягивать.

Что категорически не стоит говорить или делать в такой ситуации?

Зависит от позиции, в которой находится взрослый — родитель, учитель, администратор. Но если говорить в общем — вот чего точно не стоит делать:

  1. Сразу обвинять агрессоров и говорить: «Это ужасные дети, их нужно выгнать». Гораздо эффективнее двигаться через «я знаю, что у вас есть какая-то правда, и понимаю, что вы на самом деле неплохие. Давайте разберемся в этой ситуации».
  2. Взывать к совести, обижать, обзывать. Фразы вроде «Как ты мог?» или «Ты меня разочаровал» — расстраивают ребенка, пугают, заставляют защищаться. Человеку нужно дать возможность сохранить достоинство и представление о себе. Наша задача сказать: «Происходит что-то не то. Я помогу разобраться».
  3. Действовать в одиночку, если это не ваша группа. Родитель не может управлять классом. Это зона ответственности учителя. Если школа не включается — нужно искать взрослого, который может повлиять на ситуацию изнутри.
  4. Подменять решение проблемы изгнанием. Иногда агрессора или жертву переводят или выгоняют. Проблема исчезает «внешне», но среда, в которой возникла травля, остается той же. И, скорее всего, найдется новая жертва.

Какие шаги должен предпринять педагог или школьная администрация, если есть подозрение на буллинг?

  1. Внимательно наблюдать, чтобы понять: травля это или нет. Не прятаться от проблемы, не надеяться, что «само рассосется».
  2. Не начинать с нравоучений. Иногда они срабатывают (с младшими школьниками), но чаще — нет. Особенно если ситуация зашла далеко.
  3. Признать: травля — проблема группы. Не одного «плохого» человека, а системы. Как и любое трудное поведение, травля возникает по какой-то причине. Некоторые считают, что одна из предпосылок — неумение общаться на равных, существовать в среде без иерархии. Поэтому важно научить ребенка взаимодействовать с другими.
  4. Понять, кто есть кто. Кто вовлечен? Кто агрессоры? Кто пострадавшие? Кто наблюдатели? В ситуации травли страдают все, просто по-разному. И каждому нужна помощь.
  5. Работать со всеми участниками. Не искать «виноватых», а менять правила в группе. Создавать культуру уважения, равенства, безопасности. Это долго, сложно, требует терпения — но по-другому не работает.

Насколько важно взаимодействие школы и родителей? Как его выстраивать, если школа говорит «у нас такого нет»?

Если травля происходит в школе, без учителей ничего не получится. Классом управляют педагоги и администрация, а не родители.

Поэтому, если школа говорит: «У нас такого нет», — это тревожный сигнал. И нужно решить: готовы ли вы тратить силы на переубеждение? Есть ли у вас ресурсы на борьбу с системой или вы лучше переведете своего ребенка в другую школу?


Источник.

Борьба до победного конца — не всегда лучший путь. Да, у родителей часто возникает естественная реакция: «мы не сдадимся!». Но какой ценой? Если ребенок остается в токсичной среде, продолжает испытывать давление, увеличивая травматический опыт.

Почему фраза «у нас нет травли, у нас хорошие дети» — это красный флаг?

Потому что это значит: взрослые не готовы видеть. Они будут отрицать проблему, даже если она возникла у них под носом. И не будут считать, что это что-то важное, чем нужно заниматься. Они сочтут, что проблема — в вас, а не в них или в среде, которую они создают.

Такие взрослые не станут вашими единомышленниками и помощниками, не встанут с вами на одну сторону — они будут с вами бороться.

И опять вопрос к вам: хотите ли вы других взрослых людей переубеждать в том, что травля — это проблема, которая не зависит от того, хорошие дети или плохие. Она бывает в любых местах и случается с самыми прекрасными людьми на свете.

Как родителю, выбирающему школу или кружок, понять, что взрослые в этом месте готовы справляться с травлей, а не игнорировать ее?

Задать прямой вопрос: «Бывали ли у вас случаи травли?» И послушать, что вам говорят.

Если услышите: «У нас такого не бывает, у нас хорошие дети» — это красный флаг. А если отвечают: «У нас такого не было, но мы понимаем, что это серьезная проблема и что это может случиться» — есть шанс, что если вы придете и скажете: «кажется, это произошло», они скажут: «Да, действительно. Разберемся и расскажем, что будем делать».

Так, вы поймете, как работающие в команде люди ценностно к этому относятся. И сможете принять взвешенное решение.

Что вас больше всего трогает или злит в реакции общества на тему буллинга?

Я рада, что про травлю стали говорить: она появилась на карте проблем, и люди признали, что это ненормально и что это не проблема жертвы. Что всё меньше людей говорят: «Все через это проходили, ничего страшного». Не думают, что это «ничего такого». И все уверены, что травлю никому никогда не нужно переживать. Это очень хорошая новость.

И напоследок: что бы вы хотели, чтобы знал каждый взрослый, имеющий дело с детьми, про травлю?

  • Травля — это не конфликт. Это повторяющееся агрессивное поведение при неравенстве сил.
  • Травля — это не полезный опыт. Травля разрушительна. И от нее страдают все.
  • Травля бывает не только у детей. Ей подвергаются и взрослые в разных пространствах (на рабочем месте, в интернете).
  • Дети не перерастут травлю. Если не вмешаться, они выучат, что это хороший способ организации человеческой деятельности, и будут всюду так строить взаимоотношения.
Рубрика
Психология
Похожие статьи