Как выстроить собственные границы? Когда следует сказать «нет»? Как не позволить окружающим навязывать свое мнение? Стоит ли искать компромисс, если другой человек ведет себя неправильно? Истории про Миру, Гошу и маленькую Бейби помогают увидеть верные решения и учат отстаивать свои взгляды. А советы и комментарии психологов дают возможность по-новому взглянуть на актуальные проблемы.
Принесли отрывок из новинки «Просто о важном. Мира и Гоша защищают себя».
Бумажная книга Электронная книга
Секрет Анники
Гоша вышел из магазина, задумчиво жуя шоколадный батончик. Он только что купил подарок маме на день рождения и чувствовал себя взрослым и самостоятельным. Он сам накопил деньги и сам выбрал презент — красивое розовое сердечко. Мама сможет выгравировать на нем имена детей и положить его в свой кошелек.
На улице была прекрасная погода, и Гоша решил не спеша прогуляться до дома. Проходя мимо небольшой площадки, он вдруг заметил Аннику — та застыла на месте, опустив плечи и уперев взгляд в землю. Перед ней стоял мужчина. Он выглядел рассерженным и словно источал электричество. Даже его взъерошенные чуть седые волосы торчали в стороны, как будто наэлектризованные от гнева. Анника явно была испугана. Гоша замедлил шаг, пытаясь не привлекать внимания, но и желая понять, не нужно ли что-то предпринять.
— Ты должна стараться! Это ведь так просто! Я сто раз тебе повторял: мне неважно, что там у других. Ты обязана быть лучшей, — строго и жестко выговаривал мужчина.
Он сжал ладонями плечи Анники и встряхнул, однако она так и не подняла глаз. Тогда он крепко ухватил ее за запястье и повел прочь.
Рядом с этим мужчиной Анника казалась ужасно маленькой и беззащитной. Гоша чувствовал, что в его груди вскипает гнев от того, как грубо он обращался с девочкой. Но он не понимал, что делать. Неожиданно Анника обернулась и встретилась взглядом с Гошей. Он слегка кивнул, как бы спрашивая ее, нужна ли помощь. Анника отрицательно покачала головой и отвернулась.
Гоша помчался домой. Он знал, что в школьном чате есть телефоны всех родителей. И очень хотел найти там папу Анники и убедиться, что это был именно он, а не какой-то чужой человек, утащивший девочку в неизвестном направлении. Вместе с мамой они пересмотрели фотографии всех участников чата и наконец обнаружили того самого мужчину.
Мама никак не могла понять, что произошло, отчего Гоша так взволнован. Он сперва ничего не объяснил, а вечером за ужином все-таки изложил в подробностях всю историю. Родители посочувствовали Гоше из-за того, что ему пришлось наблюдать неприятную сцену. Но, конечно, сильнее всего было жалко Аннику, с которой папа ведет себя так грубо. Что с этим можно сделать, не понимал никто — ни Гоша, ни мама, ни папа. Однако это многое объясняло в поведении Анники. Очевидно, дома ей было непросто. Она обращалась с другими детьми так, как с ней обращались в семье. Гоша хотел как-то поддержать ее. Даже Мира растрогалась и решила когда- нибудь позвать Аннику в гости.
Гоша и на следующий день не забыл эту историю. В школе он видел, как Анника заходила в свой класс. Она вела себя так, словно накануне ничего не случилось: опять задирала одноклассников, но и шутила, и играла с ними. Все было как обычно. Однако Гоша подумал, что все-таки должен как-то прояснить ситуацию.
Первые перемены мальчик провел, размышляя о произошедшем. Когда же прозвенел очередной звонок с урока, он решительно направился к классу Миры и Анники. Девочки играли группкой в школьном коридоре.
— Можно с тобой поговорить? — спросил он у Анники.
Та на секунду замерла, как будто раздумывая, ответить ли ей снова грубостью или все-таки согласиться. И видимо, идея с разговором ее испугала.
— Зачем? Опять будешь убеждать меня, что мальчики могут носить розовое? — съязвила она.
Гошу ее уколы больше не трогали, он знал об Аннике правду и понимал причину ее злости.
— Нет, я хочу обсудить то, что вчера увидел на улице, — спокойно ответил он. Анника поняла, что Гоша вполне серьезен, поэтому просто кивнула и пошла за ним к лестнице.
— Анника, я вчера все видел, — начал он аккуратно, когда они остались одни. Голос его звучал мягко, но уверенно. — Мне очень не понравилось, как он с тобой говорил. Это не нормально, ты это понимаешь?
Анника посмотрела на Гошу с недоумением и в то же время как будто с благодарностью.
— Я… Я не знаю, — ответила она. — А твой папа разве так не делает?
— Нет, никогда. — Гоша решительно мотнул головой. — Конечно, он иногда ругается и даже может прикрикнуть, но не обижает меня, не трясет, не…
Он опустил взгляд на руку Анники и увидел синяк на запястье — там, где вчера схватил ее папа.
— Никто не имеет права так обращаться с тобой. Ты можешь поговорить с учителями или… или просто со мной, — предложил Гоша.
— Это ничего не изменит, — вздохнула Анника. — Да и он не всегда такой злой. Вчера сердился, а сегодня уже нормальный.
— Даже если не всегда — знай, что ты не одна. Я рядом, если тебе понадобится поддержка.
Его уверенные слова успокоили Аннику. Она кивнула и, поблагодарив, направилась в класс. Гоша посмотрел ей вслед, чувствуя, что сегодня сделал что-то действительно важное.
Обсудите с ребенком
1. Почему Гоше стало грустно и тревожно, когда он увидел, что мужчина грубо разговаривает с Анникой? Объясните ребенку, что иногда мы испытываем боль за других, даже если ситуация не касается нас напрямую. Это называется сочувствием.
2. Как ты думаешь, почему Анника согласилась поговорить с Гошей, хотя сначала не хотела? Расскажите, что иногда люди искренне желают помочь другим. И тогда человек, столкнувшийся с проблемой, понимает, что он не один и может кому-то довериться.
3. Почему Гоша решил сказать Аннике, что она не должна терпеть подобное отношение? Поговорите о том, как важно замечать несправедливость и поддерживать других, даже если это кажется сложным.
4. Как ты думаешь, почему Анника защищает своего папу, хотя он иногда обращается с ней грубо? Обсудите с ребенком, что люди любят своих близких, даже если те порой делают им больно, однако справляться с этим довольно сложно.
5. Правильно ли поступил Гоша в этом рассказе? Почему его слова помогли Аннике почувствовать себя немного лучше? Расскажите ребенку, что слова поддержки, уверенность и спокойствие способны придать человеку сил справиться с трудностями.
Комментарий психолога
Любой человек имеет право испытывать чувства, однако каждый несет ответственность за свое поведение. Нормально злиться, быть недовольным, возмущаться, когда что-то идет не так, как хотелось бы. Но обижать кого-то, делать больно, проявлять агрессию — нет. В процессе проживания гнева важно всегда помнить о правиле «нельзя причинять боль — словами и/или физически».
Там, где это правило не соблюдается (как в ситуации с Анникой и ее папой), близкие люди задевают и ранят друг друга. Отношения становятся напряженными и холодными, человек испытывает обиду, душевную боль, разочарование, печаль.
Дети многое перенимают у самых близких людей. Что они получают, то и отдают другим. Когда их унижают, они учатся унижать и затем применяют этот «навык» в жизни: они тоже могут грубо разговаривать, обижать и даже проявлять физическую агрессию. Важно объяснять им, что такие проявления эмоций не нормальны, что может (и должно) быть иначе.
С ребенком полезно обсуждать ситуации, свидетелем которых он становится. Иногда резкие и обидные слова в чей-то адрес способен произнести учитель, а порой родители друзей грубо разговаривают со своими детьми (как в рассказе). В подобных случаях дети испытывают сложные чувства: гнев, возмущение поведением обидчика; страх, тревогу за состояние того, кого обижают; печаль, отчаяние и растерянность из-за невозможности повлиять на происходящее.
Как обсуждать со своим ребенком?
Во-первых, выслушайте его, позволив выговориться и прожить в этом процессе свои трудные чувства.
Во-вторых, подтвердите: «Да, так бывает. Плохие вещи случаются».
В-третьих, назовите чувства ребенка и напомните ему, что он имеет на них право; нормально испытывать их при встрече с грубым и агрессивным поведением, даже направленным в чужой адрес.
В-четвертых, твердо и уверенно обозначьте свою позицию: «Так не должно быть. Люди не должны обижать других и делать им больно».
В-пятых, посочувствуйте: «Мне жаль, что тебе пришлось пережить такие трудные чувства и увидеть эту ситуацию. Я сопереживаю тебе и тому ребенку».
В-шестых, обсудите, что можно сказать человеку, которого обидели, как его поддержать (Гоша показывает в рассказе пример поддержки). А также — как поступать, если обижают тебя (обозначить границу: «Стоп! Со мной нельзя так обращаться», выразить свои чувства: «Мне обидно и больно, когда со мной так…»).
Семья дает ребенку очень важный опыт общения. Проявляя уважение и бережность, вдумчиво разбираясь даже в самых трудных ситуациях, родители показывают пример здоровых отношений и учат выражать неприятные чувства без агрессии и унижений.
Ольга Юрасова, психотерапевт, семейный и детский психолог, автор проекта «Открывандия»
По материалам книги «Просто о важном. Мира и Гоша защищают себя».