Каждая мать содержит в себе свою дочь,
а каждая дочь — свою мать.
Карл Густав Юнг
Морин Мердок — юнгианский аналитик, психотерапевт и писательница, посвятившая свою жизнь исследованию женского пути к гармонии и целостности. Ее книга «Путешествие героини» стала ответом на «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла: и если мужской сценарий — это путь завоеваний, то женский — путь возвращения к себе, преодоления внутренних разломов. Важнейший из них — раскол матери и дочери.
Этот разрыв не просто эмоционален, он символичен: в нем отражается отчуждение от женского начала, внутренний кризис, потеря связи с собственной природой. Почему этот разрыв так болезнен? Как он влияет на судьбу женщины? Можно ли исцелить его еще в детстве, и что делать, если мать уже не рядом? Попробуем подобрать ключи к этим вопросам, исследуя, как архетипы матери формируют нашу психику, и почему женский путь проходит через осознание материнского комплекса.
Бумажная книга Электронная книга
Два лика Матери: Великая и Ужасная
«Существует два противоположных варианта архетипа матери: Великая Мать, олицетворяющая безграничную заботу, поддержку и защиту, и Ужасная Мать, воплощающая застой, удушье и смерть. Эти модели — составляющие человеческой психики, которые формируются в ответ на типичную зависимость в младенчестве и детстве», — пишет Мердок.
Такая дуальность встречается и во многих мифах. Например, Деметра, богиня плодородия, оборачивается разрушительницей, когда ее дочь Персефона оказывается в подземном мире с любимым. Потеря дочери превращает любящую мать в ту, кто лишает мир урожая и жизни, окутывая его зимой. Этот миф символизирует связь матери и дочери и неизбежность сепарации, которая вызывает боль, но в итоге ведет к новому балансу.
Бывает, что одна и та же мать, которая когда-то кормила, согревала и утешала, вдруг превращается в сурового критика и цербера. Одна из клиенток Мердок рассказывала ей, что выросла в страхе перед матерью. Мать хотела, чтобы она стала ею, но та хотела быть собой. Разрыв с матерью означает не только физическое или эмоциональное отдаление, но и борьбу за право быть другой, не той, какой тебя ожидали видеть.
Читайте также:
Мать как судьба
Элисон, успешная молодая женщина, любила свою мать, но ощущала, что ее успехи всегда сравниваются с достижениями матери, известного банкира и общественного деятеля. Даже переехав на другой конец страны, она продолжала чувствовать давление: ожидания, сравнения, вину за то, что Элисон выбрала путь, отличный от стабильной жизни ее мамы.
А вот Мисс Джей — она выросла с матерью, которая не поддерживала ее успехи. Когда мисс Джей получила диплом с отличием, мать даже не пришла на церемонию, сославшись на мигрень. Позже, когда дочь сообщила, что хочет получить степень магистра, мать проигнорировала ее слова.
Материнский комплекс — не просто отношения с реальной матерью, но глубоко укорененный образ, влияющий на все сферы жизни ребенка: от любви и карьеры до самоощущения. Он может проявляться в страхе быть отвергнутой, склонности к зависимым отношениям или, наоборот, в болезненной необходимости доказывать свою самостоятельность. Материнский комплекс формирует отношение женщины к своему телу, интуиции, творческим порывам. Он может быть парализующим, осуждающим, запрещающим, требовательным.
Но выход есть. Осознание внутренней матери — первый шаг. Женщина, столкнувшаяся с разрушительным материнским комплексом, может пересоздать свой образ Матери: наполнить его заботой, принятием, позволить себе быть неидеальной, но живой. «Я понимаю, что раскол матери и дочери влияет на мое отношение к внутреннему женскому началу. Я знаю, что не стану целостной, пока не залечу эту рану», — говорит автор.
Читайте также:
Архетип «папиной дочки» и отчуждение от матери
«Таких, как я, называют папиными дочками. Мы отождествляем себя в первую очередь с отцом, часто отвергая мать, и ищем внимания и одобрения мужчин», — пишет Мердок. Сепарация от матери для таких женщин особенно сложна. Этот архетип формируется, когда девочка стремится завоевать одобрение отца, перенимая мужские качества: логику, силу, независимость. Она отвергает мягкость, эмоциональность, интуицию — все, что ассоциируется с материнским образом и традиционным женским началом.
Однако, вытесняя материнское влияние, женщина теряет важную часть себя. Она может добиться успеха в мужском мире, но рано или поздно сталкивается с внутренней пустотой. Формируется страх перед собственной женственностью, возникают проблемы в отношениях и ощущение эмоционального отчуждения от других женщин.
Понимание этого механизма дает надежду на исцеление. Героиня Мердок должна не просто отделиться от матери, но и вернуть себе ту часть женской природы, которую она когда-то отвергла.
Все путешествие женщины — не линия, а цикл. Оно начинается в младенчестве и длится всю жизнь. Героиня снова и снова встречается с тенями прошлого, наследием своей матери и всех женщин, что были до нее. Но она не обязана повторять их судьбу, не обязана жить в плену материнского комплекса.
В этом единении душ и образов отношения с матерью, будь она рядом или далеко, прорастают в глубинах психики, как неведомые корни, определяющие рост нашего древа. Когда две части единого целого — мать и дочь — разлучены (физически или эмоционально), исцеление возможно лишь через пробуждение забытого смысла. Мы, женщины, должны научиться вновь восхищаться той силой, что дарует жизнь, воссоздать гармонию внутри себя и привнести в мир обновленное женское начало. Ведь как может быть тень без света? А любовь без материнского тепла?
Обложка статьи: freepik.com