Так сложилось, что у нас есть два Новых года: обычный и старый. Всему виной новый стиль. Книга «Русские праздники и традиции» помогает разобраться в этой и других праздничных традициях. Принесли отрывок из нее. Узнаем, кто придумал ставить елку и писать письма Деду Морозу.
Бумажная книга Электронная книга
Когда празднуют?
До 1918 года череда зимних праздников выглядела так:
А после того как календарь подвинули на 13 дней, вышло вот так:
Но зачем нужно было оставлять старый Новый год, спросишь ты. На то есть причины: в то время те, кто не поддерживал советскую власть, отрицательно относились ко всем изменениям, ею придуманным. Многие из этих людей были православными, а как известно, перед Рождеством они соблюдают пост, который предполагает ограничения не только в пище, но и в поведении. Так, они не могли есть скоромные (иначе говоря, мясные и молочные) обрядовые новогодние блюда и танцевать всю ночь. Ну и наконец, веками установленный порядок зимних праздников нарушить было очень сложно. Поэтому приверженцы советской власти отмечали Новый год 31 декабря по новому стилю, а остальные — традиционный (старый) Новый год.
Установил известную нам дату Петр I после путешествия по Европе. И даже приказал украшать дома — правда, с внешней стороны — еловыми, сосновыми или можжевеловыми ветками. Тогда же он предложил стрелять на Красной площади из ружей и жечь костры, а это очень похоже на современные фейерверки.
Когда появилась елка в домах?
Новогоднюю елку начали ставить довольно поздно — только с 1950-х годов! Да и знакомый тебе утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой появился лишь в конце 1930-х. Всему этому предшествовала запутанная история. Попробуем в ней разобраться.
Елка — дерево рождественское
И заимствованное. Наши предки научились ставить елку у немцев, которых в XIX веке в Петербурге было много. Из столицы традиция постепенно распространилась по большим и малым городам, но в деревни не проникла. Сельские жители продолжали отмечать Рождество и Новый год по-своему.
Петербуржцам пришлась по душе идея наряжать для детей елку, дарить им подарки (взрослым тоже, но прежде всего радовали детей) и устраивать балы. Раньше дерево украшали только взрослые — детей даже не пускали в комнату. Да и сама елка, на которой висели и пряники, и яблоки, и орехи, была долгожданным подарком.
Все описанное происходило накануне Рождества, и подарки дети тоже получали именно на этот праздник. Кстати, к началу XX века дарить их стали не родители, а Дед Мороз, он же приносил елку. Дерево могло стоять до Нового года и дольше — но часто его убирали через несколько дней после Рождества. Получается, Новый год мог проходить и вовсе без елки.
Рождество, елка и Дед Мороз под запретом
Новая советская власть активно боролась с религией: все праздники, которые хоть как-то были связаны с ней, запрещали. И Рождество в том числе оказалось под запретом, а вместе с ним елка и Дед Мороз. День сделали рабочим, чтобы даже те, кто очень хотел, не могли отметить праздник. А поэты сочиняли множество стихов, в которых призывали советских детей отказаться от Рождества.
Многие люди расстраивались из-за такого решения правительства, но ухитрялись поставить дома деревце, например, проносили его по частям, а потом скрепляли или сразу выбирали совсем небольшое. Но важнее всего было плотно завесить шторы: советская власть организовала елочные комиссии, которые ходили по улицам и в окнах высматривали украшенные деревца.
Второе рождение елки — новогоднее
В конце 1935 года в газете «Правда», самом влиятельном периодическом издании в СССР, вышла заметка: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Ее автор — кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. Конечно, его устами говорило все советское правительство и в первую очередь товарищ Сталин, правитель нашей страны, без согласия которого событие такого масштаба провести было бы невозможно. Итак, в самом начале 1936 года в детских садах, школах, домах культуры организовали елки — праздники для детей с подарками, хороводами и с разными гостями, в том числе с Дедом Морозом.
Правда, не всем детям он понравился — малыши плакали, увидев старика с бородой и усами. Тогда сады стали думать, кого же предложить малышам: пробовали Петрушку, зайчиков, а потом вспомнили о Снегурочке. Ведущей праздника она раньше не была, но пьесу о снежной девочке разыгрывали на рождественских вечерах еще до революции: премьера оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, написанной по пьесе Александра Островского, состоялась в 1882 году в Мариинском театре.
Снегурочка и Дед Мороз вместе
Считается, что новогодняя пара появилась в 1937 году — именно тогда на елке в Доме Союзов (это как сейчас Кремлевская елка) Дед Мороз появился вместе с внучкой Снегурочкой. Ее играла девочка, близкая по возрасту к младшим школьникам, — она стала посредницей между дедушкой и детьми.
Кто придумал кричать «Елочка, гори!»?
Сложно сказать кто, но точно известно, что на первой елке в 1936 году Дед Мороз предложил детям вместе громко крикнуть: «Елочка, зажгись!» Дети дружно подхватили, и украшенное дерево вспыхнуло разноцветными огнями. Первым Дедом Морозом был советский актер Михаил Наумович Гаркави — его часто называют и автором слов.
Скорее всего, он был только исполнителем, а вот тех, кто придумал сценарий, мы, похоже, никогда не узнаем. Но с тех пор мы каждый год зажигаем огни на елке!
Знаешь ли ты, что песня «В лесу родилась елочка» не народная? Дада, у нее есть автор! Стихотворение написала Раиса Кудашева в 1903 году, а два года спустя композитор Леонид Бекман положил его на музыку. Так получилась песня, которую сегодня в нашей стране знает наизусть каждый ребенок.
Как празднуют Новый год сейчас?
Пишут письма в Великий Устюг
Сейчас Дед Мороз живет в этом городе, однако так было не всегда. В советское время верили, что его дом в лесу, без адреса, или он обитает на Северном полюсе — ну а где еще вечный снег? В конце 1980-х годов родиной Деда Мороза назначили Архангельск. И только в 1998 году Дед Мороз переехал в Великий Устюг — именно этот город в Вологодской области дети указывают на конвертах.
Откуда появилась традиция писать письма?
Она связана со святым Николаем, день которого праздновали 6 декабря — постепенно он слился с Рождеством. В скандинавских странах дети писали святому записочки с заветными желаниями и клали в носки, которые висели у камина. А потом находили там от него подарки. Голландцы, которые переселились в Америку в XVII веке, привезли туда и легенду о святом Николае, и его имя, которое звучит как Синтерклаас.
Ты уже догадался, что это современный Санта-Клаус? В 60-х годах XIX века американский художник нарисовал целую серию картинок из жизни Санта-Клауса — одна из них показывает, как он читает письма от детей, а другая — как эти письма ему отправляют. Журнал, который их публиковал, был довольно популярным, говорят, после этого под Рождество дети завалили письмами американскую почту.
Конечно, про Санта-Клауса или святого Николая в XIX веке узнали и в России — через открытки, которые печатали в Европе, через игрушки — их привозили оттуда же. Однако писать письма Деду Морозу в России стали довольно поздно — уже в 1980-е годы, когда в нашей стране возобновились контакты с Европой и Америкой.
Загадывают желание
Новый год — особое время, когда, по народным представлениям, открыта граница между миром людей и миром духов, а значит, можно заглянуть в будущее, то есть погадать. Постепенно она изменилась — гадают все меньше (особенно в городе), зато загадывает что-то почти каждый. Доставшаяся нам от предков вера в волшебство этой ночи сохраняется.
Запускают фейерверки
Традиция эта давняя. Пришла вместе с решением Петра I праздновать Новый год на европейский манер. В 1699 году российский царь приказал в новогоднюю ночь палить из ружей, мушкетов и жечь костры — будем считать их предками современной пиротехники!
Едят мандарины
Эти фрукты вместе с апельсинами стали новогодними в советское время. Есть версии, почему так произошло. В советских республиках — Абхазской и Грузинской — мандарины и апельсины поспевали как раз к Новому году. Да и экспортные мандарины из Марокко тоже поставляли в это время. А еще в 1964 году состоялась «апельсиновая сделка»: советское правительство продало Израилю объекты недвижимости на его территории, которые до революции принадлежали России. Частично за деньги, а частично за апельсины и текстиль. Несколько лет в СССР было много апельсинов — в том числе и в новогодних детских подарках.
По материалам книги «Русские праздники и традиции».