Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Почему ребенок внезапно потерял интерес к школе и стал хуже учиться?
9 октября 469 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Известно, что дети получают удовольствие, узнавая новое и приобретая ранее недоступные навыки. Но нередко родители и учителя замечают, что ребенок плохо усваивает учебный материал, теряет концентрацию внимания на уроке, всячески пытается избежать выполнения домашнего задания. И тогда обучение становится пыткой как для ребенка, так и для родителя. Почему же так получается? Один из ответов на данный вопрос — особенность взаимосвязи потребности в привязанности и познавательной потребности.

Разобраться в этом вопросе помогает Виктория Потапова, психолог с более чем десятилетним стажем, в своей книге «Я буду рядом».

Бумажная книга Электронная книга

Чувство безопасности

Джон Боулби говорил, что «привязанность — это эмоциональная нить, специфическим образом связывающая двух людей во времени и пространстве». Ребенок с рождения в контакте со значимым взрослым учится успокаиваться, справляться со сложными чувствами и восстанавливать хорошее самочувствие. Такой опыт влияет на развитие стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и возможности устанавливать надежные, крепкие отношения с людьми. Это «защита» от эмоциональных последствий всего неблагоприятного, что может встретиться в жизни.

Система эмоциональной привязанности — это часть отношений, которая отвечает за переживание безопасности и возможность чувствовать себя спокойно рядом с другими людьми.

Источник

У нервной системы есть определенная особенность, заключающаяся в том, что у человека, переживающего чувство небезопасности, страха, имеющего высокий уровень тревоги, активизируется потребность в привязанности (защищенности) и блокируется исследовательский интерес. То есть в момент эмоциональной или физической угрозы природное любопытство ребенка не находит возможности выражения и блокируется.

Если вы замечаете, что успеваемость вашего ребенка снизилась, пропал интерес к школе, то, возможно, он встретился с трудной, конфликтной ситуацией, в которой чувствует опасность (физическую или эмоциональную).

Середина года

Но почему же успеваемость чаще всего снижается в середине и в конце учебного года, почему мотивация к обучению вначале бывает высокой, а падает только через время?

Чаще всего у ребенка есть опыт надежной привязанности с одним из близких взрослых, отношения с которым дают ему ощущение защиты и безопасности. Это позволяет ребенку перенести опыт надежных отношений во внутренний эмоциональный образ, помогающий справляться с чувством страха и тревоги на расстоянии от значимого взрослого. Ребенок может успокаивать и поддерживать себя, мысленно обращаясь к многократному положительному опыту защищенности и надежности.

Если ему это удается сделать, то положительное воздействие оказывается таким же, как от реального присутствия значимого взрослого: ребенок успокаивается, справляется со сложными чувствами и восстанавливает хорошее самочувствие, что позволяет продолжить активное освоение мира и усвоение новых знаний. Иными словами, срабатывает система стрессоустойчивости, и познавательный интерес не сильно уменьшается.

Источник

Но бывает так, что стрессовая или конфликтная ситуация затягивается, повторяясь в школе изо дня в день, и становится хронической. Например, учитель может вести себя несдержанно и агрессивно с учениками или в классе может сформироваться атмосфера травли.

В подобных случаях обращение ребенка к своей внутренней модели надежных отношений не помогает ему выдерживать высокий уровень стресса. Мотивация к обучению и посещению школы у него заметно снижается. Кроме того, довольно долго ребенок может пытаться справиться с трудностями в одиночку, не обращаясь за помощью к близким.

В этом случае симптомы хронического стресса могут выражаться через психосоматические проявления: нарушения сна, пищевого поведения, энурез, тики. Могут наблюдаться высокая раздражительность, гиперактивность, агрессивность, нарушения концентрации внимания. Всё это свидетельства активации системы привязанности и потребности в восстановлении чувства безопасности.

Получается, что если физическая или эмоциональная опасность слишком велика или постоянна, то ребенку необходимо реальное присутствие близкого человека, который поможет ему вновь почувствовать себя спокойно в надежных отношениях.

Как помочь ребенку

Если вы замечали снижение познавательного интереса, учебной мотивации или психосоматические симптомы у своего ребенка, то важно откликнуться на его потребность в переживании надежной привязанности и помочь выйти из стрессовой ситуации:

  • узнайте, насколько ребенку комфортно находиться в коллективе одноклассников, нет ли конфликтов и буллинга;
  • узнайте, насколько надежные отношения у ребенка с учителями;
  • дайте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит;
  • будьте на стороне ребенка, примите его чувства без оценки, будьте дружелюбным;
  • возьмите на себя ведущую роль в решении конфликта;
  • вспомните, что раньше давало вам с ребенком переживание надежности ваших отношений, постарайтесь восстановить эти ритуалы;
  • помогите ему вернуться к занятиям, но уже с новыми перспективами и возможностью действовать.

Помните, если в классе формируется и поддерживается атмосфера безопасности и сотрудничества, то у ребенка проявляются высокий познавательный интерес и успеваемость.

По материалам книги «Я буду рядом».

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи