В новой иллюстрированной серии «Мифы для детей» пополнение: совсем скоро из типографии приедут «Скандинавские мифы для детей». Книга, из которой вы узнаете, каких богов почитали древние скандинавы, откуда нам известны верования северных земель и как они отразились на современной культуре. А еще познакомитесь с персонажами и текстами наиболее интересных мифов.
Выбрали 10 любопытных фактов из книги. Делимся.
Скандинавские тинги
Тинги — или народные собрания — были и у смертных людей Скандинавии. На них решали вопросы, судили за преступления, выбирали правителей. В тинге участвовали только мужчины. Приехать туда могли и женщины, но права голоса у них не было. Подобные народные собрания существовали и в Англии, и в Древней Руси. У славян общий сбор назывался «вече».
Имена Одина
Один — главное имя владыки Асгарда. Сами асы пользуются еще 12, а всего у Одина больше 170 имен. Например: Альфадр — «Всеотец»; Гримнир — «скрывающийся под маской»; Игг — «страшный, пугающий»; Фьёльнир — «меняющий обличья». И многие другие: «седобородый», «коварный», «воинственный»…
Мудрейший Мимир
Кто такой Мимир — до сих пор до конца непонятно. То ли великан из рода ётунов, то ли бог. Почему он может быть одним из асов? Потому что в какой-то момент Мимир точно будет жить в Асгарде и поучаствует в одной интересной истории. Но некоторые ученые говорят, будто бы Мимир был сыном инеистого великана Бёльторна (он спасся во время потопа) и братом Бестлы, матери Одина. Так что Всеотцу он может приходиться родным дядей.
Скакун Игга
Название ясеня Иггдрасиль похоже на одно из имен Одина — Игг. И это не простое совпадение. Ясень назвали в честь владыки Асгарда. Дословно Иггдрасиль переводится как «скакун Игга». Такое вот поэтическое иносказание, очень популярный прием у скандинавов.
Происхождение Локи
Одна из распространенных историй о происхождении Локи: он вовсе не сын Одина и не брат Тора, да и с другими асами родственными узами не связан. Но есть версии поинтереснее.
Например, в Старшей Эдде братья Одина, творцы Вили и Ве, превращаются в уже знакомого нам Хёнира (заложника в стране ванов) и Лодура. Вместе они участвуют в сотворении земли, и Лодур наделяет людей чувствами. Так вот, возможно, Лодур и есть Локи.
Ну а некоторые исследователи и вовсе говорят, что трое творцов — три воплощения самого Одина. Так что Локи может быть частью образа главного аса. Причем частью не самой светлой.
Игра в тавлеи
Считается, что тавлеи — это настольная игра, изобретенная асами. Правда, как она выглядела и каковы были ее правила, никто точно не знает. Но где-то тысячу лет назад скандинавские мореплаватели привезли на Русь игру «хнефатафл», или просто «тафл». И вот она может быть идейным наследником божественной игры в тавлеи.
Шахматное поле. В центре — фигуры вокруг короля, а по сторонам — четыре отряда фигур противника. Противник осаждает, охрана короля пытается спасти правителя. Ходят все фигуры по прямой, как шахматная ладья. «Съесть» противника можно, если зажать его своими фигурами по бокам. Королю же нужно дойти до одного из углов поля — если его не успеют окружить вражеские фигуры. Конечно, правила могли быть и другие, просто в таком виде их удалось реконструировать.
Ход времени в скандинавских мифах
Почему Фрейя живет среди асов, если она поселилась в Асгарде после первой войны? Ведь во время сражения асов и ванов стены уже были построены…
Это любопытная особенность скандинавских мифов. События в них происходят не одно за другим, а часто переплетаются между собой по времени. Получались такие вот парадоксы, но скандинавов все устраивало.
Воплощение стихий
В книге встречаются великаны, или турсы, которые воплощают собой какую-нибудь стихию или силу природы. Та же Ёрд, мать Тора, — Земля. Или Нотт и Дагр — Ночь и День.
Так вот, Эгир — это воплощение спокойного моря. А жена его, великанша Ран, — напротив, море бурное. У нее даже есть сеть, которой она захватывает корабли и тащит их на дно. Вдобавок у Эгира и Ран есть девять дочерей — они представляют разные виды волн. Да-да, как у эскимосов есть множество разных слов, чтобы обозначить снег, так и у скандинавов, только с волнами.
Муж Фрейи
В Старшей Эдде богиню любви иногда называют «женой Ода». Его же несколько раз вскользь упоминает и Снорри Стурлусон в Младшей Эдде. Например, он пишет, что Од вечно путешествовал и Фрейя всюду искала его, скрываясь под разными именами. А от долгой разлуки она плакала, и ее слезы превращались в красное золото.
Кстати, некоторые исследователи считают, что Од мог быть как-то связан с самим Одином (хотя бы из-за сходства имен). А если вспомнить, как легко и часто Всеотец менял облик, — кто знает, не желал ли владыка Асгарда заполучить себе в жены прекраснейшую из богинь?..
Законы гостеприимства
О законах гостеприимства нам рассказывает поэма «Песнь о Риге» из Старшей Эдды. Светлый Хеймдалль в образе странника Рига по очереди заходит в дома, где живут люди разного достатка, от бедняков до богачей. И его там обязательно кормят, поят и спать укладывают, все как в сказках. Нищий угощает гостя хлебом, похлебкой и элем, знатный ставит оленину, птицу и дорогое вино. Ну а если гость проявит талант скальда, воспев гостеприимство, то точно не уйдет без подарков.
По материалам книги «Скандинавские мифы для детей».
Обложка и иллюстрации из книги.