Быть родителем — значит каждый день принимать решения: большие и маленькие, значительные и едва заметные. Это умение сохранять самообладание даже тогда, когда все на пределе. Это ежеминутная любовь, забота и тревоги.
На этом непростом поприще мамам и папам нужна помощь и работающие советы. Приготовили для вас именно такие.
Как принимать чувства ребенка
При взаимодействии с ребенком любого возраста очень важно:
- Увидеть сложное чувство ребенка, признать его: «Ты сейчас злишься, это так. Ты имеешь на это право».
- Увидеть, какие чувства это вызывает внутри меня, признать их: «Я тоже злюсь, когда ты злишься, прогоняешь и отвергаешь меня. Я имею на это право».
- Посмотреть на себя добрым, сочувствующим взглядом: «В такие моменты мне сложно и грустно».
- Посмотреть на ребенка добрым и сочувствующим взглядом: «Тебе тоже сложно и, возможно, грустно или страшно».
- Дать чувству и состоянию ребенка внутри себя место, дать ему опереться на свою любовь к нему: «Я вижу тебя, признаю твое право на чувства. Твои чувства меня не разрушают, мои чувства меня не разрушают. Мне жаль, что тебе сейчас так сложно. Я люблю тебя и вижу надежность между нами. Я буду с тобой рядом столько, сколько тебе нужно для возвращения чувства безопасности. Я на твоей стороне».
Очень важно разделять с ребенком радость, грусть и другие эмоции. Источник
Важно назвать чувство ребенка. В момент стрессовой реакции лимбическая система головного мозга активизируется, так как именно она отвечает за продуцирование наших эмоциональных состояний. А неокортекс, в котором как раз находятся речевые центры и центры, отвечающие за самоконтроль, как будто бы «отходит» в такой момент на второй план. Называя чувство, мы в определенной степени начинаем задействовать неокортекс ребенка, «включая» его в более активную работу. При этом же происходит запуск процесса осознавания и обучения.
Внутри ребенка происходит соотнесение эмоционально-физического ощущения и слова, которое его обозначает. Это упорядочивает внутренний хаос и дает ребенку сигнал о том, что родитель понимает происходящее в эту минуту и он может с этим что-то сделать.
Совет из книги «Я буду рядом»
Бумажная книга Электронная книга
Как справляться со стрессом в семейной жизни
В любых семейных отношениях неизбежны стресс, ссоры и неурядицы, главное — вовремя с ними справляться. Каким образом можно преодолевать напряженность в семейных отношениях и как восстановить свои силы и гармонию в доме?
Для начала нужно определить уровень своей усталости по шкале от одного до десяти баллов. Будь то краткосрочное перенапряжение на три балла или сильная стрессовая ситуация на десять баллов — при каждом состоянии свой способ восстановления, и необходимо его знать. Ориентируясь на состояние собственного тела, подумайте о том, что вам надо сделать, чтобы восстановить себя, и сколько на это потребуется времени. По сути, необходимо создать инструкцию по отдыху.
Чтобы быть спокойной мамой, важно самой справляться со стрессом. Источник
Объясните вашей второй половине, сколько минут в среднем вы восстанавливаетесь после рабочего дня или после стресса, какое время вам нужно побыть в одиночестве и в тишине. Это позволит партнеру понять, что с вами происходит и как лучше всего реагировать.
Главное — предупредить: «Помоги мне, пожалуйста, мне нужно сейчас отдохнуть, побыть с собой». Так домашние будут понимать, что через некоторое время Вы вернетесь и все будет как раньше. Такая «инструкция» должна быть у всех членов семьи для каждого уровня стресса. Это помогает развивать эмоциональный интеллект и умение поддерживать друг друга, а не разрушать отношения.
Совет из книги «Инструкция к себе»
Бумажная книга Электронная книга
Пять ложек меда родительской любви
Учите ребенка грустить вместе
Если ему грустно, предложите посидеть рядом, обнимите его. Часто люди теряются в присутствии грустящего человека, им дискомфортно, и поэтому они пытаются его развеселить или даже обесценить его печаль: «Да ничего страшного нет, посмотри, как прекрасна жизнь!», «У тебя все хорошо, ты посмотри, как другие живут!»
Это приводит только к раздражению и усилению чувства одиночества, возникает ощущение, что тебя не понимают и ты совсем один со своими тяжелыми чувствами.
Чтобы показать ребенку, как переживать совместную грусть, отражайте его чувства, называйте их, относитесь к ним бережно, с уважением, дайте побыть с ними: «Тебе грустно, потому что друг уехал. Ты скучаешь по вашим играм. Мне очень жаль, что так произошло. И сегодня, в твой день рождения, тебе особенно грустно, ведь обычно вы были вместе в этот день. Пока тебе грустно, я побуду рядом. Просто посижу с тобой».
Грустить вместе — одна из возможностей для развития эмоционального интеллекта. Источник
Заметьте, в этом примере присутствует еще один важный аспект: мы принимаем грусть даже в те моменты, когда нам кажется, что нужно радоваться (на дне рождения, например). Это бывает непросто. Особенно если вы вбухали внушительную сумму в аниматоров, старались организовать праздник, а ваш ребенок сидит в уголке в печали. Но такие моменты — самые ценные для обучения тому, как экологично обращаться со своими эмоциями.
Совет из книги «Пять ложек меда родительской любви».
Бумажная книга Электронная книга
Даже собственному ребенку — идеальная мать
Если я хочу, чтобы мой ребенок относился к себе так же, как я отношусь к себе, то работаю над собой я. Тут без магии.
Суть материнства — стать ребенку ролевой моделью. Ошибка многих идеальных матерей — в их жертвенности, претензиях и тюремном заключении ребенка в оковы чувства вины: «Я для тебя столько всего делаю, а ты…» Так начните делать для себя!
Пусть у ребенка будет хоть малейшее представление о том, что такое не эгоцентризм, а здоровый, выверенный эгоизм. Ego — это картинка человека о самом себе. Ядро его личности. Тут нет негативного окраса. Нет претензии на нарциссизм. Нарциссизм начинается тогда, когда ваш ребенок — это продолжение вас, когда он должен, обязан и вынужден быть идеальным.
Не знаете, как это — быть собой? Бинго! Учитесь у детей. Источник
Идеальная мать — это та, у которой идеальный ребенок. Идеальных детей нет. Есть настоящие, чувствующие, рассеянные, трусливые, любознательные, обиженные, счастливые, медленные, быстрые, капризные, упрямые, своенравные, дерзкие, мечтательные, своевольные.
Не знаете, как это — быть собой? Бинго! Учитесь у детей. Они пришли в этот мир со здоровой психикой. У них все в порядке. Они собой довольны. Ставят себя на первое место. Говорят о своих чувствах и потребностях. И это самые терпеливые учителя.
Дети учат нас:
- Отдыхать, когда устала.
- Заниматься собой из любви.
- Любить, потому что умею любить.
- Интересоваться жизнью вокруг.
- Знать свои потребности и уметь их обслуживать.
- Адекватно реагировать на эмоциональные ситуации.
- Адекватно ставить себя на первое место. И на второе. И на третье. А уже потом все остальное.
Совет из книги «Живу как хочу»
Бумажная книга Электронная книга
Удовольствие от контакта с ребенком
Без ощущения того, что он интересен, важен, нужен матери, у малыша не получится справиться с чувством стыда. Поэтому так важно, чтобы матери было хорошо с ребенком, чтобы она не тяготилась им (речь, конечно же, не о том, что мать не может устать от малыша, разозлиться на него, не захотеть иногда играть с ним, а о том, что в целом она заинтересована в ребенке, ей приятно проводить с ним какое-то время).
Особенно это важно в первый год жизни, когда мать транслирует через прикосновение, через проведенное с малышом время, через объятия, теплый взгляд, сообщение: «Ты нужный, ты хороший, я тебя очень люблю».
Когда после кормления или купания ей хочется еще поговорить с ним, пообниматься, подержать его на ручках. Если же она просто выполняет утилитарные функции по уходу, у ребенка в будущем формируется прагматизм в человеческих отношениях: ты — мне, я — тебе.
Совет из книги «Пять ложек меда родительской любви»
Обложка статьи: unsplash.com