Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Книги и тексты Психология и здоровье Бизнес и карьера Лектории Практикумы Бесплатные Старты месяца Выбор студентов Получить профессию Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
О детских чувствах и умении отдыхать: советы родителям от психологов
8 июля 502 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Быть родителем — значит каждый день принимать решения: большие и маленькие, значительные и едва заметные. Это умение сохранять самообладание даже тогда, когда все на пределе. Это ежеминутная любовь, забота и тревоги.

На этом непростом поприще мамам и папам нужна помощь и работающие советы. Приготовили для вас именно такие.



Я буду рядом

Как принимать чувства ребенка

При взаимодействии с ребенком любого возраста очень важно:

  • Увидеть сложное чувство ребенка, признать его: «Ты сейчас злишься, это так. Ты имеешь на это право».
  • Увидеть, какие чувства это вызывает внутри меня, признать их: «Я тоже злюсь, когда ты злишься, прогоняешь и отвергаешь меня. Я имею на это право».
  • Посмотреть на себя добрым, сочувствующим взглядом: «В такие моменты мне сложно и грустно».
  • Посмотреть на ребенка добрым и сочувствующим взглядом: «Тебе тоже сложно и, возможно, грустно или страшно».
  • Дать чувству и состоянию ребенка внутри себя место, дать ему опереться на свою любовь к нему: «Я вижу тебя, признаю твое право на чувства. Твои чувства меня не разрушают, мои чувства меня не разрушают. Мне жаль, что тебе сейчас так сложно. Я люблю тебя и вижу надежность между нами. Я буду с тобой рядом столько, сколько тебе нужно для возвращения чувства безопасности. Я на твоей стороне».

Мама с ребенком. Праздник красок

Очень важно разделять с ребенком радость, грусть и другие эмоции. Источник

Важно назвать чувство ребенка. В момент стрессовой реакции лимбическая система головного мозга активизируется, так как именно она отвечает за продуцирование наших эмоциональных состояний. А неокортекс, в котором как раз находятся речевые центры и центры, отвечающие за самоконтроль, как будто бы «отходит» в такой момент на второй план. Называя чувство, мы в определенной степени начинаем задействовать неокортекс ребенка, «включая» его в более активную работу. При этом же происходит запуск процесса осознавания и обучения.

Внутри ребенка происходит соотнесение эмоционально-физического ощущения и слова, которое его обозначает. Это упорядочивает внутренний хаос и дает ребенку сигнал о том, что родитель понимает происходящее в эту минуту и он может с этим что-то сделать.

Совет из книги «Я буду рядом»

Бумажная книга Электронная книга



Инструкция к себе

Как справляться со стрессом в семейной жизни

В любых семейных отношениях неизбежны стресс, ссоры и неурядицы, главное — вовремя с ними справляться. Каким образом можно преодолевать напряженность в семейных отношениях и как восстановить свои силы и гармонию в доме?

Для начала нужно определить уровень своей усталости по шкале от одного до десяти баллов. Будь то краткосрочное перенапряжение на три балла или сильная стрессовая ситуация на десять баллов — при каждом состоянии свой способ восстановления, и необходимо его знать. Ориентируясь на состояние собственного тела, подумайте о том, что вам надо сделать, чтобы восстановить себя, и сколько на это потребуется времени. По сути, необходимо создать инструкцию по отдыху.

Мама. Ребенок

Чтобы быть спокойной мамой, важно самой справляться со стрессом. Источник

Объясните вашей второй половине, сколько минут в среднем вы восстанавливаетесь после рабочего дня или после стресса, какое время вам нужно побыть в одиночестве и в тишине. Это позволит партнеру понять, что с вами происходит и как лучше всего реагировать.

Главное — предупредить: «Помоги мне, пожалуйста, мне нужно сейчас отдохнуть, побыть с собой». Так домашние будут понимать, что через некоторое время Вы вернетесь и все будет как раньше. Такая «инструкция» должна быть у всех членов семьи для каждого уровня стресса. Это помогает развивать эмоциональный интеллект и умение поддерживать друг друга, а не разрушать отношения.

Совет из книги «Инструкция к себе»

Бумажная книга Электронная книга



Пять ложек меда родительской любви

Учите ребенка грустить вместе

Если ему грустно, предложите посидеть рядом, обнимите его. Часто люди теряются в присутствии грустящего человека, им дискомфортно, и поэтому они пытаются его развеселить или даже обесценить его печаль: «Да ничего страшного нет, посмотри, как прекрасна жизнь!», «У тебя все хорошо, ты посмотри, как другие живут!»

Это приводит только к раздражению и усилению чувства одиночества, возникает ощущение, что тебя не понимают и ты совсем один со своими тяжелыми чувствами.

Чтобы показать ребенку, как переживать совместную грусть, отражайте его чувства, называйте их, относитесь к ним бережно, с уважением, дайте побыть с ними: «Тебе грустно, потому что друг уехал. Ты скучаешь по вашим играм. Мне очень жаль, что так произошло. И сегодня, в твой день рождения, тебе особенно грустно, ведь обычно вы были вместе в этот день. Пока тебе грустно, я побуду рядом. Просто посижу с тобой».

Мама. Ребенок. Объятия

Грустить вместе — одна из возможностей для развития эмоционального интеллекта. Источник

Заметьте, в этом примере присутствует еще один важный аспект: мы принимаем грусть даже в те моменты, когда нам кажется, что нужно радоваться (на дне рождения, например). Это бывает непросто. Особенно если вы вбухали внушительную сумму в аниматоров, старались организовать праздник, а ваш ребенок сидит в уголке в печали. Но такие моменты — самые ценные для обучения тому, как экологично обращаться со своими эмоциями.

Совет из книги «Пять ложек меда родительской любви».

Бумажная книга Электронная книга



Живу как хочу

Даже собственному ребенку — идеальная мать

Если я хочу, чтобы мой ребенок относился к себе так же, как я отношусь к себе, то работаю над собой я. Тут без магии.

Суть материнства — стать ребенку ролевой моделью. Ошибка многих идеальных матерей — в их жертвенности, претензиях и тюремном заключении ребенка в оковы чувства вины: «Я для тебя столько всего делаю, а ты…» Так начните делать для себя!

Пусть у ребенка будет хоть малейшее представление о том, что такое не эгоцентризм, а здоровый, выверенный эгоизм. Ego — это картинка человека о самом себе. Ядро его личности. Тут нет негативного окраса. Нет претензии на нарциссизм. Нарциссизм начинается тогда, когда ваш ребенок — это продолжение вас, когда он должен, обязан и вынужден быть идеальным.

Девочка с книгой

Не знаете, как это — быть собой? Бинго! Учитесь у детей. Источник

Идеальная мать — это та, у которой идеальный ребенок. Идеальных детей нет. Есть настоящие, чувствующие, рассеянные, трусливые, любознательные, обиженные, счастливые, медленные, быстрые, капризные, упрямые, своенравные, дерзкие, мечтательные, своевольные.

Не знаете, как это — быть собой? Бинго! Учитесь у детей. Они пришли в этот мир со здоровой психикой. У них все в порядке. Они собой довольны. Ставят себя на первое место. Говорят о своих чувствах и потребностях. И это самые терпеливые учителя.

Дети учат нас:

  • Отдыхать, когда устала.
  • Заниматься собой из любви.
  • Любить, потому что умею любить.
  • Интересоваться жизнью вокруг.
  • Знать свои потребности и уметь их обслуживать.
  • Адекватно реагировать на эмоциональные ситуации.
  • Адекватно ставить себя на первое место. И на второе. И на третье. А уже потом все остальное.

Совет из книги «Живу как хочу»

Бумажная книга Электронная книга

Удовольствие от контакта с ребенком

Без ощущения того, что он интересен, важен, нужен матери, у малыша не получится справиться с чувством стыда. Поэтому так важно, чтобы матери было хорошо с ребенком, чтобы она не тяготилась им (речь, конечно же, не о том, что мать не может устать от малыша, разозлиться на него, не захотеть иногда играть с ним, а о том, что в целом она заинтересована в ребенке, ей приятно проводить с ним какое-то время).

Особенно это важно в первый год жизни, когда мать транслирует через прикосновение, через проведенное с малышом время, через объятия, теплый взгляд, сообщение: «Ты нужный, ты хороший, я тебя очень люблю».

Когда после кормления или купания ей хочется еще поговорить с ним, пообниматься, подержать его на ручках. Если же она просто выполняет утилитарные функции по уходу, у ребенка в будущем формируется прагматизм в человеческих отношениях: ты — мне, я — тебе.

Совет из книги «Пять ложек меда родительской любви»

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи