Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как дать ребенку близость и безопасность. Разбираем типы привязанности
11 июня 756 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Какая поддержка нужна ребенку, чтобы он смог почувствовать близость и ощущал себя в безопасности? Что такое внутренняя рабочая модель и какие ожидания строят разные типы привязанности?

Виктория Потапова, психолог с более чем десятилетним стажем, основываясь на классической теории привязанности Джона Боулби и программе «SAFE» Карла Бриша, разбирает типы привязанности и делится рекомендациями для родителей в своей книге «Я буду рядом». Давайте узнаем, какие типы привязанности бывают.

Празднуем день рождения МИФа. Заходите в наш Легендариум. Там много интересного!

Надежная привязанность

Чем младше ребенок, тем важнее для него переживание защищенности и надежности в отношениях с родителями. Мир для него еще слишком велик, чтобы встречаться с ним один на один. Отношения со взрослым являются для него в первую очередь защитой и поддержкой, в которой он ищет утешения и успокоения. И чем более чуток и сонастроен на сигналы ребенка взрослый, тем надежнее переживает свою связь с ним ребенок.

Надежный тип привязанности — это тот дом, двери которого всегда открыты для ребенка, на столе есть подходящая еда, он уютен и понятен.

Ребенок, получающий опыт предсказуемой чуткой заботы, преодоления страха и выхода из стрессовых условий с опорой на взрослого, формирует внутри себя уверенность в том, что он может положиться на близкого человека в трудных ситуациях. Он знает, что взрослый будет эмпатично реагировать на его призыв о помощи.

Источник

Джон Боулби такое представление о предсказуемом поведении взрослого и подстройки под него со стороны ребенка назвал внутренней рабочей моделью. Для надежного типа привязанности ее можно выразить через фразы:

  • «Мой взрослый всегда окажет мне поддержку, когда я в ней нуждаюсь. Только позови, и он придет».
  • «Я знаю, что могу доверять моему взрослому, ведь он заботится обо мне, поэтому и с другими людьми тоже можно будет построить доверительные отношения».
  • «Я знаю, как это — быть любимым, и знаю, как это — любить другого».
  • «Мир — место, в котором есть пространства безопасности, и их можно достичь».

Опираясь на такой образ себя и отношений, ребенок будет стремиться выстраивать надежные отношения и с другими значимыми людьми — с друзьями, воспитателями, учителями, партнерами. Он будет настроен на выстраивание кооперации, оказание помощи другим и сам будет опираться на помощь, исходящую от других. Он точно знает, как справляться со стрессовой ситуацией с опорой на отношения.

Такие дети настроены на контакт с людьми и стараются развивать отношения, опираясь на достаточно высокий уровень развития своей эмпатии и эмоционального интеллекта, сформировавшихся в отношениях с их чутким родителем.

Ненадежная привязанность

У каждого ребенка есть генетически заложенное стремление быть в контакте со своим родителем. Эта программа является залогом выживания младенца. Поэтому не только взрослые стараются понять особенности младенца, но и сам малыш в определенной мере приспосабливается таким образом, чтобы его поведение лучше соответствовало «зоне комфорта» родителя, тем самым повышая для себя вероятность поддержания физической и эмоциональной близости.

Можете сами вспомнить, какие ваши проявления были трудно переносимыми вашими родителями и как вы искусно научились их прятать, зная, какое поведение будет одобряемым.

Источник

Иметь ненадежную привязанность означает быть неуверенным в том, что на фигуру привязанности (близкого взрослого) можно положиться в любой момент, особенно при переживании напряжения и стресса. У ребенка нет внутреннего ожидания, что родитель предоставит такую защиту и утешение или столько защиты и утешения, сколько необходимо ему для восстановления переживания физической и психологической безопасности.

При этом ребенок запоминает те свои проявления в момент стресса, на которые родитель может среагировать вниманием. И тогда ребенок будет стараться придерживаться именно такой поведенческой стратегии в стрессовые моменты, чтобы не остаться совсем одному.

Тревожно-амбивалентный, тревожно-избегающий и дезорганизованный типы условно называют ненадежными типами привязанности. Почему так, вы узнаете, прочитав их описание.

Тревожно-амбивалентный (симбиотический) тип привязанности

Такой тип привязанности является ненадежным. Ребенок не может всегда и полностью положиться на своего ведущего взрослого, постоянно ожидая недопонимания и того, что родитель эмоционально выключится раньше, чем потребность в успокоении будет наполнена.

Внутреннюю рабочую модель ребенка с амбивалентной привязанностью можно выразить через фразы:

  • «Моему взрослому можно доверять, но я не всегда уверен в его поддержке, поэтому я буду запрашивать заботу всегда, чтобы получить хотя бы немного».
  • «Я не всегда уверен, что достоин любви».
  • «Близкие отношения могут сработать, но главное — не уходить далеко, иначе я могу их потерять».
  • «Я буду пытаться получить ту заботу, которая мне нужна, используя все доступные мне сигналы. Но при этом я не буду ожидать, что обо мне смогут позаботиться».

Источник

Опираясь на такую внутреннюю рабочую модель, дети очень настроены на отношения и контакт, но им сложно «отходить» от родителей и исследовать мир. Из-за этого в будущем может быть затруднен процесс сепарации. Их выбор: максимально быть рядом с родителями, контролировать их состояние и, подстраиваясь под их настроение, показывать одобряемое поведение.

Не зря этот тип привязанности еще называют симбиотическим. Такая тенденция будет сохраняться в дальнейшем в установлении дружеских и партнерских отношений, когда человеку будет важен постоянный контакт с другим, а любая разлука будет повергать в чувство отчаяния.

Тревожно-избегающий тип привязанности

Такой тип привязанности также считается ненадежным. Ребенок старается избегать или игнорировать значимого взрослого, а также показывает мало эмоций, когда тот уходит или возвращается.

Часто ведущий взрослый ребенка с избегающим типом привязанности имеет высокую ценность автономности ребенка, то есть он считает, что ребенок может самостоятельно успокаиваться, а утешения только могут разбаловать. Тогда родитель практикует создание опыта переживания стресса в одиночку, что, по его мнению, дает возможность ребенку научиться самому справляться с чувствами и стрессовой нагрузкой.

Источник

В итоге ребенок вместо опыта самоуспокоения получает опыт диссоциации и проживает чувство эмоционального отвержения и паники. Ребенок быстро понимает, что чем меньше он сигнализирует о своем неблагополучии, тем больше взрослый находится с ним рядом.

В момент переживания стрессовой ситуации ребенок получает от взрослого послание: «Ты должен справиться сам, твои сигналы о беспомощности вызывают у меня напряжение, я не хочу / не могу в такие моменты быть с тобой рядом». В ответ на такое послание и опыт отвержения в стрессовых ситуациях внутри ребенка формируется рабочая модель, которую можно выразить через фразы:

  • «Я не ожидаю заботы и успокоения от моего взрослого в момент стресса, поэтому на других людей в момент напряжения тоже нельзя положиться».
  • «Для меня очень важны отношения, поэтому я всегда буду прятать свои сложные чувства, ведь их выражение может разрушить контакт с другим».
  • «Я знаю, как быть любимым, это возможно, лишь когда я удобный для другого».
  • «Я не буду показывать свои чувства, потому что близкие отношения не гарантируют, что я буду в безопасности».
  • «Если я покажу свои потребности, меня, скорее всего, отвергнут, поэтому надо быть самостоятельным».
  • «Я буду защищаться от эмоций и прятать свои чувства, потому что показывать их опасно».

Опираясь на такую внутреннюю рабочую модель, ребенок будет стараться самостоятельно справляться с возникающими стрессовыми ситуациями, замыкаться. Он будет искать опору в себе самом, а не в отношениях с близкими людьми. Мне кажется, именно человек с избегающим типом привязанности придумал поговорку: «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам».

И хотя такие дети внешне выглядят скорее спокойными и невозмутимыми, внутри них бушуют гормоны стресса, они переживают большую эмоциональную и физическую нагрузку.

Дезорганизованный тип привязанности

Описанные выше типы привязанности считаются «здоровыми». Но существуют нарушения формирования привязанности. Дезорганизованный тип привязанности находится на стыке между нормотипичным формированием системы привязанности и ее нарушениями. Такой тип формируется чаще всего у детей, имеющих опыт переживания насилия и депривации.

При таком дезорганизованном взаимодействии в моменты стресса со взрослым у ребенка не формируется целостная внутренняя картина безопасного пространства и нет возможности пройти через стрессовое переживание.

Источник

Он не получает опыта совместной регуляции, который мог бы перевести в опыт саморегуляции, поэтому внутри ребенка формируется рабочая модель, которую можно выразить через фразы:

  • «Мне страшно, и в целом мире тоже не существует безопасного пространства, лучше ничего не чувствовать».
  • «Мне страшно, и в целом мире тоже не существует безопасного пространства, лучше бы раствориться и исчезнуть».
  • «Никому нельзя доверять, все опасны».

Дом дезорганизованной привязанности в момент опасности начинает полыхать огнем и становится еще страшнее, чем то, что вызвало стресс. При внешнем наблюдении за детьми с дезорганизованной привязанностью нетрудно увидеть, что формы их поведения имеют большое сходство с СДВГ и часто перерастают в агрессивное поведение.

Воспитателям, учителям и другим окружающим взрослым бывает очень сложно выстраивать отношения с таким ребенком, и они сами начинают злиться; контакт ребенка со взрослым становится похожим на замкнутый круг.

По материалам книги «Я буду рядом».

Где купить: МИФ

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи