Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Ребенок злится и дерется. Что делать? Инструкция от Виктории Шиманской
15 мая 380 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Кричащий, брыкающийся и дерущийся ребенок вызывает мало приятных эмоций. Но стоит помнить, что гнев — это здоровая эмоция, а агрессия лишь один из способов его проявления. Наша задача — не усмирить гнев, а показать ребенку разумные и здоровые модели поведения в ситуации гнева.

Новинка Виктории Шиманской «Детская агрессия» поможет родителям разобраться в природе гнева и агрессии у детей 3–7 лет. Вы узнаете, для чего нам дана эта огнеопасная эмоция, как заметить признаки зреющей ярости, как успокоить рассерженного ребенка. Сегодня расскажем, как помочь ребенку справиться с гневом с помощью инструкции из пяти шагов.

1. Спросите о чувствах

Если ребенок рычит и сжимает кулаки, лучше не называйте эмоцию вместо него («не злись», «хватит психовать»). Предоставьте ему возможность самому понять, что происходит:

Что с тобой, Ваня? Ты на что-то сердишься?
Маша, ты злишься?

Так постепенно мы вырабатываем у ребенка привычку задаваться вопросом, что с ним сейчас происходит, почему он кричит и плачет. А заодно мы показываем ему: стоит только понять, что с тобой происходит, как тебе уже становится немного легче.

2. Предложите вместе поискать причину

Если ребенок в любой форме отвечает вам, что он действительно зол (иногда это может быть и рык, и всхлип, и молчание, и простой кивок), спросите его: «Почему? Что случилось? С чего начался этот гнев?»

Как показывает опыт, уже пятилетним детям бывает под силу определить причину своего гнева. Но поначалу ребенку можно помочь:

Ваня, только что ты сидел за столом и рисовал паровоз. И все было хорошо. Что было дальше? Может быть, паровоз не получается? Может быть, карандаш сломался?

Смотри, Маша! Ты просила мороженое, я не согласилась его купить, и тут ты начала топать ногами. Это из-за мороженого ты рассердилась, верно?

Через некоторое время — не удивляйтесь! — дошкольник сможет сам сказать вам:

Да, я сержусь, потому что рисунок не получается.

Источник

3. Помогите применить полезную практику

Если ваш ребенок научится распознавать эмоцию и видеть ее причину — считайте, что он продвинулся в развитии эмоционального интеллекта больше, чем 50% всех взрослых на планете.

Следующий шаг — сосредоточиться на своих эмоциях и немного их погасить, чтобы не совершить необдуманных поступков. Напомню, что для этого можно сделать:

  • обнять, погладить;
  • установить зрительный контакт;
  • вместе подышать на четыре счета: «вдох — замерли — выдох — замерли».

4. Предложите сфокусироваться на решении проблемы

Огромная часть работы проделана: даже если ребенок не остыл мгновенно, он уже получил вашу поддержку, обратил внимание на себя и свои эмоции, установил контакт с собственным телом и чуть-чуть помог себе снизить градус гнева.

Теперь, чтобы подойти к проблеме конструктивно, ему нужно задуматься о том, как улучшить ситуацию. Здесь правильные слова родителя тоже будут очень уместны:

Ваня, давай подумаем, что мы можем сделать. Например, я могу найти в интернете картинку паровоза, и ты попробуешь его срисовать. Или мы обведем контур паровозика по раскраске, а потом ты сам разукрасишь его.

Маша, я не могу купить тебе мороженое, но у нас дома есть вкусный йогурт. Давай положим его в красивую вазочку, и будет еще красивее, чем пломбир.

Со временем ребенок сам привыкнет, придя в себя после вспышки гнева, искать решения проблем. У кого-то это получается быстрее, кому-то нужно на год-другой больше, чтобы овладеть этой техникой, но в итоге получается у всех, особенно если вы продолжаете применять привычный алгоритм.

5. Если возможности разрешить ситуацию нет, покажите, как пережить гнев

Бывает, что решение не находится, и неприятное чувство остается, хотя ребенок уже не кричит и не кусается. Не оставляйте его наедине с этой не вышедшей наружу эмоцией: что поделать, вулкан остается вулканом, ему в какой-то момент приходится извергнуть накопившийся жар, и наша задача — придать этому жару правильное, безопасное направление. Этот навык, по сути, и называется осознанным проживанием сложных эмоций.

Предложите ребенку выпустить свою злость любым доступным и не опасным для окружающих способом:

  • потопать ногами;
  • порычать в подушку;
  • сделать паузу;
  • поплакать (особенно если раньше ребенок согласился на объятия);
  • попрыгать (чтобы прожить сложную эмоцию через движение);
  • спеть любую песню;
  • умыться, вымыть руки.

Очень важно проговорить с ребенком, что мы совершаем эти действия именно для того, чтобы выпустить наружу оставшийся гнев и злость. Например, так:

Когда мы умываем лицо, нам становится приятно и прохладно. Может быть, это поможет тебе немного отвлечься, а потом придумаем, как дорисовать паровозик?

Если ты злишься, можно представить, что ты мяч, и попрыгать как следует. Очень трудно злиться, когда ты прыгаешь. Хочешь, попробуем?

Нельзя знать заранее, какие именно приемы подойдут вашему ребенку. Лучше выяснить опытным путем, какой у него ключик для управления гневом.


Источник

Если в трехлетнем возрасте ваш ребенок познакомился с этим простым алгоритмом, вполне вероятно, что к началу учебы в школе он будет на достойном уровне управлять гневом, выплескивать агрессию так, чтобы не страдали окружающие, и, может быть, даже предупреждать, что он в гневе:

Мама, я начинаю сердиться, поэтому давай сделаем паузу. Я сейчас умоюсь и все тебе объясню.

Я очень сердита, что мне опять не дают мороженого. Мне нужно немного подышать.

Значит ли это, что ребенок «договорился» со своим гневом и не будет проявлять агрессию? С одной стороны, да: для своего возраста ребенок отлично управляет сложными эмоциями. С другой, впереди у него стоят новые, более сложные задачи: лучше изучать себя и замечать предвестников собственного гнева, анализировать разные ситуации и понимать, какие именно моменты и ситуации выводят его из себя особенно быстро, чтобы знать заранее, когда может наступить потенциально опасный момент.

По материалам книги «Детская агрессия».
Где купить: МИФ / Ozon / WB / Читай-город

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи