Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Почему корабли не тонут и кто придумал парус? Рассказывает Чевостик
17 апреля 702 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Кто и когда придумал первую лодку, пароход и круизный лайнер? На эти вопросы отвечают Чевостик и дядя Кузя в книге «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика». Предлагаем отрывок из книги.

Почему корабли не тонут?

— Чевостик, сейчас мы узнаем, как люди научились справляться с морской стихией, какие корабли они создавали и как эти корабли устроены.

— Наконец-то я разберусь, почему корабли в воде не тонут. Это я могу объяснить тебе прямо сейчас. Только слушай внимательно. Когда какой-нибудь предмет попадает в воду, она выталкивает его на поверхность. Например, если опустить под воду резиновый мячик, то он будет выскакивать. Его вытолкнет сила выталкивания.

— Хм… А я когда камешки в воду бросаю, они сразу идут на дно. На них что, эта сила не действует?

— Действует, конечно. Но дело в том, что на все предметы на нашей планете действует ещё одна сила — сила тяжести. Она всё притягивает к земле: камешки, мячик, корабли и нас с тобой.

— А-а-а… То есть на предмет в воде действуют сразу две силы. Сила тяжести тянет его на дно, то есть к земле, а сила выталкивания выпихивает предмет из воды наверх. Правильно, дядя Кузя? И какая же из них сильнее?

— Правильно, малыш! Смотри: если сила тяжести больше, чем выталкивающая сила, предмет тонет, как твои камешки. Если наоборот, то предмет плавает на поверхности воды, как резиновый мячик.

— А бывает, что обе эти силы одинаковые?

— Бывает. В таком случае предмет не тонет, но и не лежит на поверхности воды. Нижняя часть такого предмета погружена в воду, а верхняя находится над водой или же скрыта под ней, как у подводной лодки.

— Так вот почему корабль не тонет! Дядя Кузя, но ведь про эти силы надо всё узнать и посчитать до того, как корабль окажется на воде.

— Совершенно верно! И в этом людям помогает знание закона Архимеда — великого древнегреческого учёного. Он первым установил, что на предметы, погружённые в воду, действует сила выталкивания, и открыл способ, как её посчитать.

— И после этого люди начали строить корабли и ходить по морям?

Первые лодки и корабли

— Нет, Чевостик. История мореплавания началась задолго до Архимеда. С незапамятных времён человека манили морские просторы. Когда именно наши предки, уцепившись за бревно, впервые преодолели водную преграду, неизвестно. Но потом люди додумались скрепить несколько брёвен и сделали плот. А другие древние строители поступили иначе: из бревна они выдолбили лодку.

— Ничего себе! Они на бревне плавали! Дядя Кузя, а когда же начали строить корабли?

— Думаю, прошли даже не столетия, а тысячелетия. Одно из первых письменных упоминаний о лодке под парусом оставили нам жители Древнего Египта. Около пяти тысяч лет назад они ходили по Средиземному морю. Но вряд ли они стали первыми мореплавателями. Это было так давно, что узнать, кто оказался первым, уже почти невозможно. Корабли строили и другие народы. Много столетий подряд лучшими мореходами Средиземноморья считались финикийцы. Но потом их превзошли жители Древней Греции.

— А что они сделали?

— Одни из первых начали строить триеры — самые быстрые корабли древности.

— Ух ты! А какими они были?

— Чтобы это узнать, нужно отправиться в путешествие. Набираю на времяскоке место и время: две с половиной тысячи лет назад, Средиземное море, древнегреческая триера.

— Вот это да! Мы на таком большом корабле. Он весь сделан из дерева. — В древности у всех кораблей был деревянный корпус. В переводе с латинского слово «корпус» означает «тело». Хороший корпус должен быть крепким, надёжным, вмещать груз и пассажиров.

— А как его таким сделать?

— Древние кораблестроители поняли, что особую прочность корпусу придаёт киль — толстый деревянный брус, который проходит посреди днища вдоль всего корабля. К килю крепятся изогнутые поперечные брусья — шпангоуты, а уже к ним плотно пригоняются доски обшивки. Получается надёжный и вместительный корабль, на котором можно отправляться в морское плавание.

— Такой, как наш, да, дядя Кузя? Он прямо мчится по синему-синему морю!

— Чтобы идти с такой скоростью, древние моряки использовали не только вёсла, но и силу ветра.

— Это как? Ветер дует на корабль, и поэтому он плывёт?

— Почти угадал. Чтобы использовать силу ветра, на корабле устанавливали мачту. Так называется высокий деревянный столб. Сначала мачты мастерили из целого ствола, а потом уже, через столетия, собирали из нескольких частей. К мачте крепили парус — огромное полотнище из прочной ткани. Когда ветер дует, он давит на парус, а парус заставляет двигаться корабль.

— Здорово древние моряки придумали! Можно ничего не делать: ветер сам их по морю везёт.

— Если бы так, Чевостик! Древним мореходам приходилось очень тяжко. Ветер ведь меняет направление, а парус каждый раз нужно настраивать. Сейчас вот мы идём попутным ветром.

— Попутный — это когда по пути? А если ветер подует в другую сторону?

— Если ветер дует сбоку, то парус будет работать, а если хотя бы чуть спереди — придётся гребцам налечь на вёсла. Кстати, ветер и вправду сменился. И теперь парус только мешает. Сейчас его уберут, и наш корабль, триера, пойдёт на вёслах.

— Так вот что у триеры из боков торчит!

— Чевостик, у кораблей не бока, а борта. Вёсел у триеры так много, что располагаются они в три ряда. Внутри корабля на скамьях сидят гребцы. Это благодаря их усилиям триера может плыть без помощи ветра.

— Какие же тут усилия?! Весло поднял, потом опустил — и всё.

— Триера плывёт не оттого, что вёслами просто машут. Когда гребцы погружают их в воду, они с силой отталкиваются от неё лопастью — широкой и плоской частью весла.

— Ой, а что это за звук такой был?

— Сигнал гребцам. На триере их работой руководит особый начальник. Ударами гонга он задаёт ритм, чтобы гребцы работали вёслами одновременно.

— А зачем это нужно? Пусть все гребут, как им удобно.

— Думаю, так наша триера далеко не уплывёт. Длинные вёсла, да ещё в три ряда, будут очень мешать друг другу, могут даже сломаться, начнётся неразбериха. На море такие шутки плохи.

— Дядя Кузя, смотри! Гребцы заработали вёслами быстрее.

— Выполняют приказ кормчего.

— Кого-кого?

— Корм-че-го. Самого главного человека на этом корабле. Он указывает, как быстро должны работать гребцы; решает, куда плыть кораблю. А главное, управляет кормовыми — их ещё называют рулевыми — вёслами.

— Как интересно! Побежали скорее к этим вёслам, я хочу узнать, как кормчий ими рулит!

Руль, нос и корма

— Чевостик! Куда ты?

— Вперёд! Руль ведь впереди?

— Вернись, Чевостик! Нам не в ту сторону. Ты побежал на нос…

— Куда-куда?! На какой ещё нос?

— Так называется передняя часть корабля.

— Нос? Ну и ну! Может, у корабля и хвост есть — совсем как у поезда?

— Хвоста у корабля нет, хотя рулевые вёсла работают примерно так же, как хвост рыбы: стоит кормчему повернуть их в сторону — и направление движения всего корабля меняется. Эти вёсла гораздо больше остальных, и лопасти всё время находятся под водой.

— Дядя Кузя, а рулевые вёсла находятся у корабля сзади, как у рыбы хвост?

— Почти. Рулевые, или кормовые, вёсла здесь расположены по бортам, то есть с боков от кормы. Корма — это название задней части корабля. — Теперь мне всё понятно: сзади, на корме, — кормовые вёсла, они самые большие и важные. Поэтому тот, кто ими управляет, кормчий, — главный человек на корабле!

— Правильно, малыш!

— Дядя Кузя, наша триера поворачивает. Она что, пойдёт обратно?

— Нет, кормчий лишь немного изменил курс, то есть направление движения. Корабль приблизился к берегу, а тут могут быть опасные подводные камни. Триера отойдёт подальше, но так, чтобы берег был виден. Так легче ориентироваться — определять курс.

— Интересно, а если земли не видно, тогда как?

— Тогда кормчий ищет путь по-другому: днём — по солнцу, а ночью — по звёздам.

— Хорошо, когда командует такой умный человек. Дядя Кузя, ветер опять в нужную сторону подул! Моряки парус развернули, гребцы могут отдохнуть.

— Да, ветер дал гребцам передышку. Триера вновь мчится по волнам под парусом.

По материалам книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика».

Где купить: МИФ / WB / Читай-город / Ozon

Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Похожие статьи