Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Путешествие по железной дороге: Чевостик рассказывает об истории транспорта
9 марта 379 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Когда появились первые паровозы и как они выглядели? На этот вопрос дает ответ Чевостик в новой книге «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика». Давайте познакомимся с первыми поездами поближе, прочитав отрывок из новинки.

Путешествие по железной дороге

— Дядя Кузя! Это и есть паровоз? А, точно, вон из трубы пар идёт, только он почему-то чёрный.

— Чевостик, это вовсе не пар, а дым, который валит из трубы паровоза.

— Значит, там что-то топят? А зачем, дядя Кузя? Кто-то в паровозе замёрз и решил погреться?

— Нет, Чевостик, кочегары жгут в топке дрова или уголь для того, чтобы в паровом котле закипела вода. Тогда образуется пар, который поступает в специальный цилиндр и приводит в действие паровую машину паровоза.

— А как пар может этот огромный паровоз с места сдвинуть? Не понимаю! Объясни.

— Попробую. Правда, начать придётся издалека. Представь, что мы с тобой решили сварить суп: поставили на плиту кастрюлю с водой, накрыли её крышкой. Вскоре вода закипает, начинает бурлить. А что при этом происходит с крышкой?

— Она начинает подпрыгивать! И греметь!

— Правильно. Крышку кастрюли заставляет двигаться пар, в который вода превращается при кипении. Внутри паровоза есть плотно закрытый котёл с водой. Под ним — топка. Её растапливают, огонь нагревает воду, и она закипает.

— И получается пар!

— Умница! Постепенно пара становится всё больше и больше. В конце концов накопившийся пар начинает двигать поршень.

— А поршень — это что?

— Это подвижная пробка, которая находится внутри парового цилиндра. Она плотно прилегает к его стенкам и не даёт пару вырваться наружу. При помощи передаточных механизмов поршень соединён с колёсами паровоза. Поэтому, когда поршень движется, колёса тоже приходят в движение — начинают вращаться. А паровоз едет по рельсам и везёт за собой вагоны. Смотри, сейчас поезд как раз будет отправляться.

— Ура! Поехал! Дядя Кузя, а по железной дороге можно перевезти всё что угодно?

— Поезда перевозят на большие расстояния самые разные грузы — очень тяжёлые и лёгкие, твёрдые, жидкие и сыпучие. Они везут уголь и руду на металлургический завод, чтобы выплавить металл. Потом металлические листы едут на автомобильный завод в другом городе. А готовые автомобили с завода покупателям в разные концы страны тоже развезут поезда. С такой нагрузкой никакой другой транспорт не справится. Для разных грузов есть разные виды вагонов, и мы всё это увидим.

— Ого, если поезда ездят по всей стране, значит, сейчас рельсы есть везде?

— Не везде. Но если посмотреть на нашу страну с высоты, то можно увидеть, что вся она опутана паутиной рельсов. По ним днём и ночью идут поезда с пассажирами и грузами. А ещё в России есть самая длинная железнодорожная магистраль в мире. Она тянется от Москвы до Владивостока, её длина — больше девяти тысяч километров. Это Транссибирская магистраль, раньше её называли Великим Сибирским путём. Из конца в конец поезд идёт почти семь дней.

— Да как же можно целую неделю просидеть в вагоне! Не выйти погулять, не побегать? Наверное, ужасно скучно?

— Скажу тебе по секрету, что действительно очень мало пассажиров ездят по железной дороге так долго. Обычно они выходят на промежуточных станциях, на которых останавливается поезд. И на таких остановках в поезд садятся другие пассажиры и едут дальше. Но есть люди, которые очень любят путешествовать в поездах. И ехать здесь не скучно, а очень интересно. Где ещё за несколько дней увидишь, как разнообразна наша страна? Мимо окна проплывают леса и реки, степи, поля, горы, маленькие посёлки и большие города. Давайка и мы пустимся в путь — только уже на современном поезде. Настраиваю времяскок. Наше время. Москва, Ярославский вокзал.

Вокзал

— Какое красивое здание. А что означает слово «вокзал»?

— Это слово произошло от английского «Воксхолл» — так назывались парк и увеселительное заведение в пригороде Лондона. Ведь и в России первые вокзалы строили, как тогда писали, «для пристанища и увеселения публики».

— Посмотри, дядя Кузя, сколько здесь разных поездов стоит. Вот у этого локомотив на нас смотрит, а у другого локомотив совсем с другой стороны, а на нас смотрит простой вагон. А вон стоят два поезда, у них первый и последний вагоны одинаковые, как будто два локомотива.

— Это электрички. Они связывают большие города с небольшими соседними городами и посёлками и обычно перевозят людей на короткие расстояния. Такие поезда называются пригородными, потому что они как бы «при городе». Но хоть какие-нибудь маленькие различия между этими двумя электричками ты замечаешь?

— Да. На одной сзади горят красные фонарики, а на другой нет. Почему это?

— Молодец, заметил. Красные фонарики обозначают хвост поезда.

— Хвост? Разве поезд — животное?

— У поезда есть не только хвост, но и голова. Локомотив и первые вагоны называются головой, а последний вагон — хвостом.

— Может быть, это потому, что поезд похож на длинную змею. У неё тоже есть голова и хвост. Дядя Кузя, а мы ведь поедем не в пригородном поезде?

— Нет. Наш поезд называется дальним, он едет на большое расстояние. Пойдём садиться в свой вагон.

— Кто это стоит у входа в вагон?

— Проводник.

— Он нас провожает?

— Сейчас он нас встречает и проверит наши билеты. А потом в дороге он будет нам помогать, угощать чаем, наводить чистоту. Можно сказать, что он хозяин вагона, а мы у него в гостях.

— А зачем проверять билеты?

— Видишь, сколько поездов стоит у перронов. Иногда люди ошибаются и могут сесть не в свой поезд. Чтобы человек не уехал туда, куда ему не надо, проводник смотрит, на какой поезд у пассажира билет, и пропускает в вагон только своих пассажиров. Но мы подошли к своему вагону, поэтому нас пропускают. Заходим в купе.

— А что такое купе?

— Это как бы отдельная комнатка в вагоне с дверями. Пассажиры здесь едут спокойно, им не мешают люди, которые ходят по вагону.

— Как здесь здорово! Чисто, тепло, уютно. На столике белая скатерть. И постель застелена. И какое большое окно, наверное, очень интересно будет смотреть на разные места, мимо которых мы будем проезжать. А мы с тобой вдвоём поедем?

— В нашем купе четыре полки, поэтому к нам могут прийти ещё два человека. Такой вагон называется купейным, в нем девять купе по четыре места в каждом. Всего здесь могут проехать 36 пассажиров.

— А какие ещё бывают вагоны в дальних поездах?

— Давай с тобой пройдём по поезду и посмотрим.

— А разве можно ходить по поезду?

— Да, для этого есть специальные переходы между вагонами. Хоть они крытые, но всё равно надо быть осторожным, когда переходишь из вагона в вагон.

— Дядя Кузя, а в этом вагоне купе совсем без дверей. И проход очень узкий, и почти в самом проходе сбоку ещё две полки — верхняя и нижняя. Это же неудобно, все видят, чем ты занимаешься, мешают друг другу. — Такой вагон называется плацкартным. Конечно, в нём не так удобно, как в купейном, зато в него помещается больше пассажиров — не 36, а 54 — и билет стоит дешевле.

— А в этом вагоне совсем нет полок, одни сиденья. Как же люди будут ехать сидя так долго?

— Это межобластной, или сидячий, вагон. На эти места продаются самые дешёвые билеты. Обычно в таких вагонах люди едут на небольшие расстояния, всего несколько часов, и выходят на станциях по пути.

— Смотри, какой интересный вагон — как наш купейный, но в купе всего две полки.

— Это один из самых удобных вагонов. Он называется СВ. В нём едут всего 18 пассажиров, но билет сюда стоит вдвое дороже, чем в купейный. Так что каждый имеет возможность выбрать место, за которое может заплатить. Так было с самого появления железнодорожного транспорта.

— Как здорово, что на поезде может прокатиться каждый!

— Это действительно так. Но стоимость билета зависит не только от класса вагона, но и от того, сколько времени он идёт по маршруту

По материалам книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика».

Где купить: МИФ / WB / Читай-город / Ozon

Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Похожие статьи