Когда появились первые паровозы и как они выглядели? На этот вопрос дает ответ Чевостик в новой книге «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика». Давайте познакомимся с первыми поездами поближе, прочитав отрывок из новинки.
Путешествие по железной дороге
— Дядя Кузя! Это и есть паровоз? А, точно, вон из трубы пар идёт, только он почему-то чёрный.
— Чевостик, это вовсе не пар, а дым, который валит из трубы паровоза.
— Значит, там что-то топят? А зачем, дядя Кузя? Кто-то в паровозе замёрз и решил погреться?
— Нет, Чевостик, кочегары жгут в топке дрова или уголь для того, чтобы в паровом котле закипела вода. Тогда образуется пар, который поступает в специальный цилиндр и приводит в действие паровую машину паровоза.
— А как пар может этот огромный паровоз с места сдвинуть? Не понимаю! Объясни.
— Попробую. Правда, начать придётся издалека. Представь, что мы с тобой решили сварить суп: поставили на плиту кастрюлю с водой, накрыли её крышкой. Вскоре вода закипает, начинает бурлить. А что при этом происходит с крышкой?
— Она начинает подпрыгивать! И греметь!
— Правильно. Крышку кастрюли заставляет двигаться пар, в который вода превращается при кипении. Внутри паровоза есть плотно закрытый котёл с водой. Под ним — топка. Её растапливают, огонь нагревает воду, и она закипает.
— И получается пар!
— Умница! Постепенно пара становится всё больше и больше. В конце концов накопившийся пар начинает двигать поршень.
— А поршень — это что?
— Это подвижная пробка, которая находится внутри парового цилиндра. Она плотно прилегает к его стенкам и не даёт пару вырваться наружу. При помощи передаточных механизмов поршень соединён с колёсами паровоза. Поэтому, когда поршень движется, колёса тоже приходят в движение — начинают вращаться. А паровоз едет по рельсам и везёт за собой вагоны. Смотри, сейчас поезд как раз будет отправляться.
— Ура! Поехал! Дядя Кузя, а по железной дороге можно перевезти всё что угодно?
— Поезда перевозят на большие расстояния самые разные грузы — очень тяжёлые и лёгкие, твёрдые, жидкие и сыпучие. Они везут уголь и руду на металлургический завод, чтобы выплавить металл. Потом металлические листы едут на автомобильный завод в другом городе. А готовые автомобили с завода покупателям в разные концы страны тоже развезут поезда. С такой нагрузкой никакой другой транспорт не справится. Для разных грузов есть разные виды вагонов, и мы всё это увидим.
— Ого, если поезда ездят по всей стране, значит, сейчас рельсы есть везде?
— Не везде. Но если посмотреть на нашу страну с высоты, то можно увидеть, что вся она опутана паутиной рельсов. По ним днём и ночью идут поезда с пассажирами и грузами. А ещё в России есть самая длинная железнодорожная магистраль в мире. Она тянется от Москвы до Владивостока, её длина — больше девяти тысяч километров. Это Транссибирская магистраль, раньше её называли Великим Сибирским путём. Из конца в конец поезд идёт почти семь дней.
— Да как же можно целую неделю просидеть в вагоне! Не выйти погулять, не побегать? Наверное, ужасно скучно?
— Скажу тебе по секрету, что действительно очень мало пассажиров ездят по железной дороге так долго. Обычно они выходят на промежуточных станциях, на которых останавливается поезд. И на таких остановках в поезд садятся другие пассажиры и едут дальше. Но есть люди, которые очень любят путешествовать в поездах. И ехать здесь не скучно, а очень интересно. Где ещё за несколько дней увидишь, как разнообразна наша страна? Мимо окна проплывают леса и реки, степи, поля, горы, маленькие посёлки и большие города. Давайка и мы пустимся в путь — только уже на современном поезде. Настраиваю времяскок. Наше время. Москва, Ярославский вокзал.
Вокзал
— Какое красивое здание. А что означает слово «вокзал»?
— Это слово произошло от английского «Воксхолл» — так назывались парк и увеселительное заведение в пригороде Лондона. Ведь и в России первые вокзалы строили, как тогда писали, «для пристанища и увеселения публики».
— Посмотри, дядя Кузя, сколько здесь разных поездов стоит. Вот у этого локомотив на нас смотрит, а у другого локомотив совсем с другой стороны, а на нас смотрит простой вагон. А вон стоят два поезда, у них первый и последний вагоны одинаковые, как будто два локомотива.
— Это электрички. Они связывают большие города с небольшими соседними городами и посёлками и обычно перевозят людей на короткие расстояния. Такие поезда называются пригородными, потому что они как бы «при городе». Но хоть какие-нибудь маленькие различия между этими двумя электричками ты замечаешь?
— Да. На одной сзади горят красные фонарики, а на другой нет. Почему это?
— Молодец, заметил. Красные фонарики обозначают хвост поезда.
— Хвост? Разве поезд — животное?
— У поезда есть не только хвост, но и голова. Локомотив и первые вагоны называются головой, а последний вагон — хвостом.
— Может быть, это потому, что поезд похож на длинную змею. У неё тоже есть голова и хвост. Дядя Кузя, а мы ведь поедем не в пригородном поезде?
— Нет. Наш поезд называется дальним, он едет на большое расстояние. Пойдём садиться в свой вагон.
— Кто это стоит у входа в вагон?
— Проводник.
— Он нас провожает?
— Сейчас он нас встречает и проверит наши билеты. А потом в дороге он будет нам помогать, угощать чаем, наводить чистоту. Можно сказать, что он хозяин вагона, а мы у него в гостях.
— А зачем проверять билеты?
— Видишь, сколько поездов стоит у перронов. Иногда люди ошибаются и могут сесть не в свой поезд. Чтобы человек не уехал туда, куда ему не надо, проводник смотрит, на какой поезд у пассажира билет, и пропускает в вагон только своих пассажиров. Но мы подошли к своему вагону, поэтому нас пропускают. Заходим в купе.
— А что такое купе?
— Это как бы отдельная комнатка в вагоне с дверями. Пассажиры здесь едут спокойно, им не мешают люди, которые ходят по вагону.
— Как здесь здорово! Чисто, тепло, уютно. На столике белая скатерть. И постель застелена. И какое большое окно, наверное, очень интересно будет смотреть на разные места, мимо которых мы будем проезжать. А мы с тобой вдвоём поедем?
— В нашем купе четыре полки, поэтому к нам могут прийти ещё два человека. Такой вагон называется купейным, в нем девять купе по четыре места в каждом. Всего здесь могут проехать 36 пассажиров.
— А какие ещё бывают вагоны в дальних поездах?
— Давай с тобой пройдём по поезду и посмотрим.
— А разве можно ходить по поезду?
— Да, для этого есть специальные переходы между вагонами. Хоть они крытые, но всё равно надо быть осторожным, когда переходишь из вагона в вагон.
— Дядя Кузя, а в этом вагоне купе совсем без дверей. И проход очень узкий, и почти в самом проходе сбоку ещё две полки — верхняя и нижняя. Это же неудобно, все видят, чем ты занимаешься, мешают друг другу. — Такой вагон называется плацкартным. Конечно, в нём не так удобно, как в купейном, зато в него помещается больше пассажиров — не 36, а 54 — и билет стоит дешевле.
— А в этом вагоне совсем нет полок, одни сиденья. Как же люди будут ехать сидя так долго?
— Это межобластной, или сидячий, вагон. На эти места продаются самые дешёвые билеты. Обычно в таких вагонах люди едут на небольшие расстояния, всего несколько часов, и выходят на станциях по пути.
— Смотри, какой интересный вагон — как наш купейный, но в купе всего две полки.
— Это один из самых удобных вагонов. Он называется СВ. В нём едут всего 18 пассажиров, но билет сюда стоит вдвое дороже, чем в купейный. Так что каждый имеет возможность выбрать место, за которое может заплатить. Так было с самого появления железнодорожного транспорта.
— Как здорово, что на поезде может прокатиться каждый!
— Это действительно так. Но стоимость билета зависит не только от класса вагона, но и от того, сколько времени он идёт по маршруту
По материалам книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика».
Где купить: МИФ / WB / Читай-город / Ozon
Обложка статьи: иллюстрация из книги.