Почему игра и спонтанность в жизни ребенка так важна? На этот вопрос отвечает психотерапевт, кандидат психологических наук и мама троих детей Вра Якупова в своей книге «Шипы родительской любви».
Зачем дети играют?
Ученые долгое время спорили о том, зачем живым существам игра. Оказалось, что играют не только люди, но и тигры, кошки, обезьяны, хомяки. Даже вороны ради забавы катают шарики, астраусы подкидывают мячик и с интересом наблюдают, как он скачет по земле. Но если игра — это врожденный механизм многих живых существ, то зачем же он нужен?
Ученые пришли к выводу, что игра необходима для развития. В процессе игры формируются многие важные навыки: она служит как бы репетицией реальных действий, таких как, например, охота у животных и учеба, работа, владение собой у человека. Оказалось, что дети осваивают через игру социальные роли, в процессе у них развиваются бесценные для любой деятельности навыки управлять своим поведением, договариваться и следовать инструкциям.
Если у вас есть дети, возможно, вы замечали, что после того, как с ними происходит какое-то событие, они начинают его разыгрывать. Если вы ходили в поликлинику, то следующие несколько дней вас ждет игра в доктора, побывали в цирке — дома целый день выступают гимнасты и аплодируют зрители.
Польза игры заключается не только в знакомстве с миром и социальными ролями: игра также помогает детской психике переработать и осмыслить происходящее — именно поэтому детские психологи так любят игровую терапию. Дошкольникам ролевая игра нужна как воздух, но и младенцы развиваются и познают через нее мир: они трогают предметы и пробуют их на вкус, тянутся, учатся брать что-то в руки, с интересом водят пальчиками по шершавой поверхности.
Современные родители часто стараются организовать для своих детей специальные развивающие занятия, изучают пособия, читают книги на эту тему, записывают малышей в множество кружков.
Раньше родители знали о том, как заниматься с детьми, гораздо меньше; времени и денег тоже не всегда хватало. И все же некоторым удавалось находить возможности — прежде всего психологические — разрешать ребенку пробовать и придумывать.
Это было непросто, поскольку в стандартизированном обществе, в котором они выросли, спонтанность и творчество не поощрялись. Тем людям сложно было позволять себе тратить время «просто так»: творчество часто маркировалось как «глупости». Тем не менее некоторым родителям удавалось дать ребенку пространство в выражении себя.
Если что-то вызывало у меня интерес, мне всегда предоставляли пространство для творчества (под словом «творчество» я понимаю, скорее, какие-то эксперименты). Например, если мне было интересно разглядывать что-то мелкое, родители говорили: «Давай купим микроскоп?» При этом бюджет у нас был ну очень ограничен, но мама с папой всегда замечали, что мне интересно, и помогали мне в этом. Например, я не любила живые елки на Новый год — не знаю почему.
Так что мы всегда придумывали елки сами: елка из подушки, елка из проволоки, елка из колбасы — и родителям не надо настоящую тащить. Для таких вещей не нужна куча денег — всего лишь понимание. Ту подушку мама потом даже брала с собой в больницу, но это уже другая история. Как это мне помогло?
Я знаю, что в любых своих попытках я все равно молодец, но знаю сама, где надо доработать. Не нужна похвала извне. Теперь я понимаю, что это, наверное, от абсолютной любви: просто потому что я есть, а не потому что я что-то сделала или не сделала. Разрешение экспериментировать — это про доверие и про любовь. Я всегда знала, что мама любит меня — даже если она сердилась.
Гибкость
Один из самых ценных навыков, которые развиваются у человека благодаря игре, творчеству и спонтанности, — психологическая гибкость. Она помогает искать разные варианты решения проблем, перестраиваться в зависимости от сложившихся условий, переключаться с менее значимых задач на более важные. Для нашей психики гибкость как железо для организма: она участвует в самых важных процессах.
Исследования показывают, что навык гибкости защищает человека от депрессии и химических зависимостей, а также снижает риски тревожного расстройства и ПТСР. К примеру, человека с высоким уровнем тревожности обычно страшит будущее и любые нестандартные события, поэтому он старается заранее все продумать, предусмотреть абсолютно все варианты развития событий. Он не доверяет себе и миру вокруг, не верит, что сможет справиться с ситуацией в моменте.
Собираясь в отпуск, он мучается тревогой о том, не задержится ли его рейс и не потеряется ли багаж, а еще берет с собой бесконечное количество лекарств и вещи на все случаи жизни — но беспокойство, естественно, никак не способствует получению удовольствия от отдыха. Более эффективным и спокойным подходом может стать развитие навыка гибкости в противовес стремлению продумать все наперед.
Сколько бы вы ни думали о будущем, оно так и останется для вас неизвестным, но вот вложиться в способность адаптироваться к изменившимся условиям — задача вполне посильная. Если ваш рейс задержится, вы сможете сориентироваться на месте: купите другой билет, переночуете в гостинице аэропорта, подольше посидите в кафе.
Человеку, уверенному в том, что он сможет сориентироваться в любой ситуации, не приходится тратить лишние силы на беспокойство (а оно расходует много энергии!) и легче дается принятие оптимальных решений. Именно поэтому в психотерапии поддержке гибкости, обратно пропорциональной тревоге, уделяют большое внимание.
Отдых и безделье
Потребность в игре и спонтанности плотно связана с отдыхом и расслаблением. В череде рутинных дел важно позволять себе делать передышки и проводить время «ничего не делая». Однако если в детстве потребность в спонтанности подавлялась, удовлетворять ее во взрослом возрасте бывает очень сложно.
Многие из наших родителей воспитывались в среде, где было принято хорошо выполнять свои функции, быть «полезными» и”не лениться«. В те годы считалось, что хороший и достойный человек должен быть постоянно чем-то занят, а любой отдых, творчество или игра маркировались как безделье.
В детстве родители часто устанавливают детям правило: сделай уроки и иди гулять. Это абсолютно логично — закончи дела, и ты свободен. Но есть проблема: во взрослой жизни такого четкого распорядка активностей, как в детстве, нет, ведь у взрослых людей дела почти не заканчиваются. День неразделен красивые отрезки работы и отдыха, а скорее напоминает нефтяную пленку, которая равномерно растекается по всей поверхности воды, не давая дышать.
Если, чтобы пойти отдыхать, вы ждете счастливого момента, когда все дела будут сделаны, то его можно не дождаться. Еще одна проблема возникает, если правило «сделал дело— гуляй смело» становится слишком жестким: что бы ни происходило, ребенок должен сначала сделать уроки, даже если он сильно устал или совсем не хочет. Важные дела как будто раздуваются, становясь в несколько раз больше самого человека, а он как будто нужен лишь для того, чтобы их выполнять.
По материалам книги «Шипы родительской любви».
Где купить: МИФ / Читай-город / Ozon / WB
Обложка статьи: unsplash.com