Чевостик и дядя Кузя начинают новое приключение. На этот раз им предстоит узнать всё про разные виды транспорта: автомобили, поезда, корабли, самолёты и даже космические аппараты.
В новой книге «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика» вы узнаете все о транспорте: от телеги до ракеты. Предлагаем вам узнать, кто, когда и как придумал автомобиль и двигатель.
Первый автомобиль
— Дядя Кузя, я вот думаю: сначала люди придумали, чтобы экипажи по рельсам возили лошади. Потом решили, что по железной дороге может ездить паровоз. А вот приделать к карете вместо лошадей паровую машину никто не догадался?
— Ты правильно рассуждаешь, Чевостик! Именно так появился первый автомобиль. Это слово состоит из двух: греческого «аутос», что переводится как «сам», и латинского «мобилис» — «подвижный». То есть слово «автомобиль» означает «самодвижущийся». Первую самодвижущуюся повозку создал в конце XVIII века французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо. Его сооружение было неуклюжим и громоздким: огонь, например, разводили прямо под котлом. Вода закипала, образовывался пар, телега ехала всего 10–15 минут, а потом приходилось разжигать костёр заново.
Иллюстрация здесь и далее из книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика»
— Неудобно, наверное!
— Да, недаром в 1770 году Кюньо представил новую модель, уже с топкой. Но его машины, увы, не годились для реальных дорог. Затем другие изобретатели догадались приспособить паровую машину к омнибусам. А потом придумали переставить паровоз с рельсов на обычную дорогу — хотя вообще-то уже знакомый тебе Тревитик сперва предназначал свой паровоз именно для обычной дороги, а не для рельсов, — и получился сухопутный трактор-тягач. Он ездил медленно, зато возил тяжёлые грузы. Однако главное, что паровой автомобиль стал предком автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Двигатель внутреннего сгорания
— Помнишь, что это за двигатель?
— Да, в нём горючее горит, из-за этого появляется газ, и машина едет. Только я не понял, как это она едет из-за газа.
— Примерно так же, как и паровая машина. Газ, который образуется от горения топливной смеси, толкает поршень, а поршень заставляет двигаться колёса.
— Ясно. Дядя Кузя, а почему вообще внутри двигателя что-то горит? Не спичками же поджигают эту смесь?
— Нет, конечно! Для этого существует свеча зажигания — так называется эта необходимая деталь автомобиля. В современных машинах это часть электрической цепи с особым устройством. Когда оно работает, в свече зажигания проскакивает сильная искра — будто маленькая молния; она-то и поджигает горючую смесь.
— Дядя Кузя, а кто придумал этот двигатель? Наверное, кто-то очень умный: мы его и в автомобилях используем, и в поездах…
— Ты удивишься, Чевостик, но и в самолётах тоже! Об этом я ещё расскажу позже. Вклад в это изобретение внесли многие учёные и инженеры. Но первый двигатель, который оказался пригодным на практике, сконструировал в 1860 году во Франции изобретатель Этьен Ленуар. Позже он построил особую трёхколёсную повозку и прикрепил к ней двигатель.
Это был исторический момент! Только ездил этот экипаж очень медленно — его мог обогнать даже пешеход. После него другие механики и инженеры пытались усовершенствовать повозки с моторами, и некоторым это удалось. Изобретателями автомобиля считают двух немецких механиков: Карла Бенца и Готтлиба Даймлера. Они жили в соседних городах, и в 1886 году каждый из них построил собственную безлошадную повозку. Бенц сделал машину трёхколёсной. Она чем-то была похожа на большой детский велосипед с моторчиком сзади. А Даймлер установил двигатель внутреннего сгорания на открытую четырёхколёсную карету. Тогда-то карета и поехала быстрее лошадей.
— Вот, наверное, лошади удивились! Как это без них научились обходиться? Дядя Кузя, а что лучше: двигатель внутреннего сгорания или паровой?
— Двигатель внутреннего сгорания. Он и меньше, и легче, и мощнее парового. Его изобретение стало огромным шагом вперёд в развитии техники. Сначала, правда, многим казалось, что автомобиль — лишь игрушка для чудаков-изобретателей. Но в 1894 году в Германии из ворот мастерской Карла Бенца выехал первый автомобиль, предназначенный для продажи. Это была серьёзная машина на четырёх колёсах с одноцилиндровым двигателем.
— Это какой-то новый вид двигателей?
— В ранних автомобилях в двигателе был только один цилиндр, где сгорала горючая смесь. Такой мотор работал неровно, и автомобиль сильно трясло. В двигателях современных машин цилиндров больше, да и другие механизмы с тех пор усовершенствовали. Потому они и движутся намного ровнее своих дедушек. Время лошадиных повозок и экипажей начало уходить в прошлое. Правда, первые автомобили внешне мало отличались от карет. — Почему, дядя Кузя? — Потому что кареты существовали уже сотни лет, и людям было сложно сразу отказаться от того, к чему они привыкли. За внешнее сходство с каретами первые автомобили называли безлошадными экипажами.
По материалам книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика».
Книга в МИФе
Обложка статьи: иллюстрация из книги.