Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Почему дети капризничают и плохо себя ведут: объясняет психотерапевт и мама троих детей
21 января 907 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Мона Делахук, клинический психотерапевт с тридцатилетним стажем и мама троих детей, в своей книге «Чего хочет мой ребенок» предлагает новый подход к воспитанию, который фокусируется на уникальной нейробиологии ребенка.

Перестав концентрироваться на поведении детей и уделив внимание их нервной системе (и своей тоже!), можно выработать индивидуальный подход к воспитанию и составить план важных родительских решений.

Предлагаем вам полезные советы от автора книги.

С чем связано то или иное поведение

Порой педагоги и другие специалисты, работающие с родителями, из лучших побуждений предполагают, что дети специально устраивают истерики. Это фундаментальное непонимание того, как у ребенка формируется механизм контроля над импульсами, эмоциями и поведением.

Вот моя самая популярная публикация в соцсетях за все время, что я их веду: «Если способность контролировать эмоции и поведение окончательно развивается только к старшему юношескому возрасту, то почему мы требуем этого от дошкольников, а затем наказываем их, когда они не справляются?»

Эти слова написаны поверх детского рисунка — нарисованного мелком солнышка. Их прочитали более двух миллионов человек. Я часто говорю об этом родителям возмущенно кричащих малышей. Почему мое утверждение вызвало такой резонанс? Возможно, потому, что эта простая истина снимает часть груза с родителей, и без того измученных самобичеванием и самокритикой.

Источник

На самом деле способность контролировать свои эмоции и поведение — не отдельный этап развития, а непрерывный процесс. В его основе лежит взаимодействие тела и мозга, которые постоянно оценивают происходящее вокруг и заботятся о нашей безопасности.

Большинству из нас никогда не рассказывали о контексте детского поведения — обычно нас учат управлять поведением. Но существует более широкая картина: в нее также включены причины, по которым люди делают то, что они делают.

Представьте себе поведение как верхушку айсберга — примерно десятую часть, видимую над водой. Конечно, на самом деле это далеко не весь айсберг.

Под водой скрывается гораздо больше, и эта невидимая часть гораздо более важна.

Когда мы реагируем только на видимое поведение, мы упускаем из виду эту скрытую часть и игнорируем ценную информацию, которая могла бы помочь нам понять причины поведения и подсказать, что послужило для него спусковым крючком.

Неподобающее поведение

В нашей культуре мы привыкли строго осуждать неподобающее поведение, особенно у детей. Но теперь благодаря достижениям нейронауки нам открываются новые аспекты поведения, чувств и эмоций и мы можем понять, что за ними стоит.

Наш мозг и тело постоянно общаются друг с другом — ведь мозг существует не сам по себе! Дети редко делают что-либо без причины или просто для того, чтобы усложнить жизнь родителям (хотя иногда кажется, что это именно так).

Поведение наших детей — это сигнал из их внутреннего мира, указывающий на подводную часть айсберга.

Это ценный источник необходимых сведений о теле и мозге ребенка. Вместо того чтобы бороться с поведением, мы должны разобраться в нем. Так мы получим важную информацию о том, как наш ребенок воспринимает мир.

Как бы вы ни пытались, никакие уговоры, награды и поощрения не смогут заставить (или приучить) ребенка контролировать то, чем он на самом деле не способен управлять. Но кое-что вы все-таки можете сделать. Не стоит сразу запрещать и делать замечания. Лучше постарайтесь понять, что именно проблемное поведение говорит вам о внутренних переживаниях вашего ребенка.

Подсказки

Поведение дает нам важные подсказки о состоянии автономной (вегетативной) нервной системы ребенка — уникальной двусторонней системы связи между телом и мозгом. Это и есть нейронная платформа, на которой строится поведение человека. Она обеспечивает постоянную взаимную обратную связь между телом и мозгом.

Поэтому было бы неправильно рассматривать мышление или эмоциональные проявления ребенка отдельно от общего состояния его тела. Физическое состояние влияет на чувства, действия и мысли. Мы будем называть эту удивительную сложную систему платформой.

Мы никогда не бываем только телом или только мозгом — мы всегда и то и другое одновременно. Каждый из нас непрерывно взаимодействует с окружающим миром, по-разному реагируя на него в зависимости от обстоятельств. Сталкиваясь с чем-то пугающим или угрожающим, мы занимаем оборонительную позицию. Чувствуя себя в безопасности, мы открыты и готовы сотрудничать.

Источник

За многие годы работы с детьми я убедилась, что степень восприимчивости ребенка зависит от состояния его автономной нервной системы, платформы. Прочная платформа позволяет выстроить оптимальное поведение, развить гибкость, умение думать и принимать решения.

Если же она неустойчива, ребенок чаще ведет себя настороженно, чувствует страх, занимает оборонительную позицию. Поведение ребенка с неустойчивой платформой сбивает родителей с толку и создает проблемы.

Например, малыш отказывается надевать носки или есть пищу зеленого цвета, дерется с братьями и сестрами, сердито швыряет пульт, когда ему говорят, что пора выключить телевизор. На первый взгляд, такое поведение говорит о негативизме, нежелании сотрудничать или невежливости.

Другая крайность — когда дети замыкаются в себе, «отключаются», словно не обращая на нас никакого внимания. Но дело в том, что поведение, которое выглядит как оборонительное, на самом деле бывает защитным.

Еще один пример уязвимости — повышенная настороженность.

В таком случае ребенок чрезмерно уступчив и стремится угодить другим сверх меры. Хотя подобное поведение часто поощряется, в действительности оно может говорить о неустойчивой платформе. Такие дети обычно тревожны, беспокойны и несговорчивы, они кричат, плачут, скандалят, убегают, дерутся или замыкаются в себе.

Люди не всегда преднамеренно контролируют свои реакции — и дети тоже далеко не всегда сознательно выбирают подобное поведение. Скорее во многом внешние проявления служат для ребенка защитой от глубокого, подсознательно переживаемого чувства беспокойства или незащищенности.

Уровень стрессоустойчивости

Чтобы определить текущий уровень стрессоустойчивости ребенка, следует обратить внимание на процесс под названием аллостаз, поддерживающий баланс и стабильность в нашем организме.

Нейробиолог и исследователь Лиза Фельдман Барретт назвала этот процесс бюджетом тела. Как финансовый бюджет отражает движение денег на счету, так и ваше тело следит за «приходом и расходом таких ресурсов, как вода, соль и глюкоза». Хотя мы не всегда осознаём свой метаболический телесный бюджет, любой пережитый нами опыт, в том числе наши чувства и действия, пополняет или расходует его запасы.

Источник

Объятия, крепкий ночной сон, игры с друзьями и здоровое питание — все это идет в копилку. А вот если мы забываем поесть или выпить достаточно жидкости, спим неполноценно, если другие люди отвергают нас или относятся пренебрежительно — это уже статья расходов.

Представление о телесном бюджете поможет нам сориентироваться в принятии больших и малых родительских решений. Мы будем делать выбор, учитывая аллостаз ребенка — и наш собственный.

Лучшие воспитательные решения не нацелены только на поведение и мысли — они также учитывают состояние тела.

Вот почему наши родительские стратегии не должны ограничиваться лишь попытками пресечь то или иное поведение. Вместо этого мы должны стараться укрепить платформу своего ребенка (и нашу собственную).

Для начала надо задать себе важные вопросы. Что поведение говорит о потребностях моего ребенка прямо сейчас? Нужно ли поговорить с дочерью, поддержать ее нужными словами? Или обнять сына и дать ему поплакать у себя на плече? Нужно ли обозначить границы и напомнить о последствиях? Или достаточно просто помочь ребенку вернуться на прочную платформу?

Каждый ребенок и каждая ситуация уникальны. Чтобы ребенок мог извлечь пользу того, что мы хотим до него донести, ему нужна прочная платформа. А она такой не будет, если предлагать ребенку поощрения, закрывать глаза на некоторые виды поведения, наказывать, стыдить или делать выговоры. Но укрепить платформу можно, если мы остаемся рядом с ребенком и взращиваем доверительные отношения, которые опираются на стабильное и любящее присутствие родителей.

При этом надо помнить, что родительская работа состоит в том, чтобы помочь ребенку стать максимально гибким и устойчивым.

Мы должны дать ему прочный фундамент — наше надежное присутствие рядом с ним. Тогда можно ожидать от него большего и помогать ему осваивать новые навыки и получать новый опыт, обретая больше самодостаточности.

Отрицательный бюджет тела

Часто за так называемым плохим поведением стоит отрицательный бюджет тела. А «плохое поведение» — это подсознательная оборонительная реакция. Эти реалии жизни ребенка нередко скрыты от взрослых (обычно нам мешает разглядеть их досада из-за реакции детей).

Они становятся очевидны, только когда мы спрашиваем себя: почему ребенок поступает именно так и как эти действия и эмоции помогают ему справиться с ситуацией? Ответ даст нам представление о силе человеческой адаптивности. Пора отказаться от того, чтобы выделять «хорошее» и «плохое» поведение — оно адаптивно и служит для родителей источником невероятно полезной информации.

Стоит сменить угол зрения, и мы поймем: стараться избавиться от нежелательного поведения — ошибка.

Вместо этого стоит задуматься, что оно сообщает. Вместо того чтобы просто велеть рыдающему малышу замолчать, мы догадываемся: плач говорит о том, что ребенок встревожен и ему нужна дополнительная поддержка.

«Сиди за столом спокойно» — этот приказ лишен смысла, если ребенку необходимо подвигаться, чтобы справиться со стрессом. Если дети боятся чего-то на первый взгляд совершенно не опасного — например, похода на футбольную тренировку или звука какой-то игрушки, — бесполезно говорить: «Здесь нет ничего страшного». Мы должны понять, о чем нам сообщает этот страх.

Поведение подсказывает, что происходит у ребенка внутри. В этот момент важно сделать паузу и подумать, что происходит на более глубоком уровне. Поняв, как тело и мозг ребенка справляются с большими и маленькими жизненными вызовами, мы поможем ему и сделаем так, чтобы новый опыт не подавлял его, а, наоборот, способствовал росту и развитию.

По материалам книги «Чего хочет мой ребенок».

Книга в МИФе / Ozon / Wildberries / Читай-городе

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи