Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Зарядка и запасной план. 5 упражнений для тренировки мозга детей
11 января 712 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

Как родитель может помочь ребенку обзавести внутренним навигатором, выбирающим правильный маршрут? Как развить эмоциональный интеллект, самостоятельность и мягкие навыки? И при этом не переусердствовать с родительской опекой? Раскрыть потенциал детей могут упражнения для мозга. Принесли 5 практик из книги «Самостоятельные дети».



Самостоятельные дети

Упражнение № 1: визуализируем цели

Практически все, кто писал о психологии успеха, сходятся во мнении, что фундаментальное значение имеет постановка целей. Один из эффективных методов — визуализировать свою цель и постоянно обращаться к этой картинке.

В любопытном исследовании известного нейробиолога Альваро Паскуаля-Леоне группу людей попросили каждый день в течение определенного периода времени играть гаммы на фортепиано. Другую группу испытуемых попросили представлять себе, как они играют гаммы, но не играть их в действительности. Ученые обнаружили, что участники обеих групп показали рост активности в той области мозга, которая соотносится с движениями пальцев. Польза от этого и аналогичных исследований огромна.

Как можно использовать это на практике? Например, неорганизованный ребенок, мечтающий содержать стол в порядке, может сфотографировать стол, когда он пустой. Затем ребенок отмечает на фотографии, куда сложить ручки, карандаши, бумагу и тетрадки. Когда ему в следующий раз нужно будет убрать со стола, он сможет посмотреть на картинку и сравнить изображение с действительным положением вещей.

Основная идея состоит в том, что на самом деле мозг не может отличить реальный опыт от того опыта, который мы во всех красках представляем себе. Источник

Упражнение № 2: ментальное контрастирование

Следующая практика — способ защитить фантазеров от разочарований, наметив путь к тому, чего действительно можно достичь.

Первый шаг в ментальном контрастировании: попросить ребенка установить цель самостоятельно. Это не должна быть групповая цель, и вы не должны на нее влиять. Цель должна быть выполнимой и сложной.

Шаг второй: предложить ребенку записать несколько слов о желаемом результате. Дети не должны редактировать себя во время этого процесса, пусть свободно пишут все, что приходит на ум.

Шаг третий: попросить ребенка подумать о возможных внутренних препятствиях на пути к его цели. Обратите внимание: не надо думать о внешних барьерах. Снова попросите ребенка взять ручку и бумагу и записать эти препятствия, а также поразмышлять, как это может повлиять на ребенка и что можно сделать, когда эти препятствия возникнут.

Упражнение № 3: придумывайте план Б

Подход плана Б («Какие еще действия вы можете предпринять, если дело пойдет не так, как вы рассчитываете?») — это ключ к здоровому отношению к потенциальным неудачам. Пример: выбор вуза мечты для поступления. Один вариант в списке приводит к колоссальному стрессу. Но стоит подумать о других исходах — переживаний становится меньше.

Разрабатывайте план Б, сделав это семейным правилом. Источник

План Б помогает вам взглянуть на вещи в контексте. Представляя альтернативное будущее и создавая резервные планы, дети (и их родители) узнают, что, если план А не сработает, мир не рухнет. Подход плана Б усиливает способность префронтальной коры регулировать функцию мозжечковой миндалины.

Задача префронтальной коры состоит в том, чтобы формулировать планы и цели, а четкое понимание того, что вы будете делать, если первый вариант не сработает, поможет вам сохранять спокойствие и контролировать ситуацию. Мало что вызывает у детей больше стресса, чем чувство «я должен, но не могу». План Б позволяет мыслить более конструктивно: «Если я не могу сделать это, то мог бы сделать вот это…». Кроме того, повышаются гибкость и адаптивность. Со временем практика мышления по плану Б придаст вам уверенность в том, что вы справитесь со стрессом и неудачами.

Упражнение № 4: разговаривайте с собой сочувственно

Дети впечатлительные. Неудачи и промахи часто приводят к самоуничижительным комментариям. Если ваш ребенок попал в порочный круг «я неудачник во всем», вы можете сказать что-то наподобие: «Это только один взгляд. Я вижу по-другому. Я был бы рад поделиться с тобой своим мнением, если тебе интересно». Если ваш ребенок не хочет этого слышать, держите свое мнение при себе и надейтесь на лучший момент.

Показывайте на личном примере, как нужно позитивно разговаривать с самим собой и проявлять сочувствие к себе. Говорите, например, так: «Вчера я понял, что очень сильно себя ругал из-за чего-то, что не получилось на работе, — сильнее, чем ругал бы другого человека. Со всеми случаются неудачи, и если я буду себя ругать, это не поможет мне избежать ошибок».

Научите своих детей поддерживать себя так же, как и своего лучшего друга: «Давай! Ты можешь сделать это». Беседа с самим собой от третьего лица гораздо эффективнее, чем от первого. Если,например, ваша дочь назовет себя по имени, она скорее займет более дистанцированную позицию поддерживающей подруги, чем выступит в роли главного критика.

Упражнение № 5: 20-минутные игры

Физические упражнения также важны для состояния расслабленной бодрости. Как показал Джон Рэйти в книге «Зажги себя!», когда ученики много тренировались в рамках школьной программы, значительно улучшилась академическая успеваемость. Опять же Финляндия здесь впереди планеты всей: в школах Финляндии в обязательном порядке на каждые 40 минут учебного времени приходятся 20 минут игры на свежем воздухе.

Очень важно, чтобы дети не чувствовали, что их принуждают. Принудительные упражнения — это армейский лагерь, а не механизм снижения стресса. Источник

Есть хорошее правило определения оптимального уровня интенсивности: выполняя упражнения, вы должны быть способны разговаривать, но не петь. Упражнения должны быть напряженными, но не должны давать ощущения, будто вы вот-вот надорветесь.

Адель Даймонд, одна из ведущих нейробиологов мира, — сторонница таких физических нагрузок, которые одновременно требуют рабочей памяти, тормозного контроля и когнитивной гибкости. Возьмем, к примеру, танцы. Когда вы учитесь танцевать, вам приходится использовать рабочую память, чтобы запоминать движения. Кроме того, нужно сдерживать свои движения (или знать, когда вы двигаете ногой слишком медленно или слишком быстро) и гибко подстраиваться в движениях в соответствии с изменениями в музыке или шагами вашего партнера.

Йога, боевые искусства, верховая езда, фехтование, игра на барабанах и скалолазание — выберите по душе и сделайте физическую активность семейной ценностью. Не заставляйте ребенка заниматься спортом и не выбирайте для него занятие, но объясните, что всем членам семьи важно постоянно заниматься физкультурой, и помогите ребенку решить, какой именно вид активности это будет.

По материалам книги «Самостоятельные дети»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи