Мы уже рассказывали про модель IFS для взрослых. Но этот инструмент можно и даже нужно использовать для работы с детьми. Принесли привезли специальный автобус и книгу про «Внутренние семейные системы», чтобы помочь преодолеть переживания в любом возрасте.
Кто рулит?
Древняя индуистская легенда гласит: было время, когда боги пытались решить, где спрятать секрет мира и радости. Они не хотели, чтобы люди нашли его, пока не будут готовы оценить по достоинству. Один сказал: «Давайте спрячем секрет на самой высокой горе». Другой парировал: «Нет, там его найдут слишком быстро и слишком легко». Третий предложил спрятать секрет в глубине самого густого леса, но это место было отвергнуто по той же причине. После множества предложений и отказов мудрейший бог сказал: «Спрячьте секрет в человеческом сердце — это последнее место, куда они будут заглядывать».
Люди веками знали об этом умиротворенном состоянии, которое в IFS-модели называется «Селф». Источник
Осознанное состояние «Селф» — не просто мирный уголок, из которого можно наблюдать мир, и не состояние, в которое можно перейти, чтобы превзойти мир; «Селф» также обладает целительными, творческими и повышающими производительность качествами. Вот почему важно научить ребенка проявлять себя.
Другие пассажиры
Еще в автобусе едут части нашего «Я»: ответственный менеджер, решительный пожарный и скромный изгнанник. Все они — на службе. Помогают нам адаптироваться к ситуациям, принимать решения и проживать любой опыт. Но, когда мы травмированы, все эти части работают в экстремальном режиме.
Важно сохранять пропорции частей и контроль управления.
Один из принципов человеческих систем заключается в том, что различия имеют тенденцию перерастать в поляризацию. Обратимся к аналогии: два моряка свешиваются с противоположных бортов парусной лодки, чтобы стабилизировать ее. Чем больше один наклоняется за борт, тем больше другому приходится компенсировать неустойчивость, создаваемую попытками другого стабилизировать судно; при этом лодка была бы вполне устойчивой, если бы не их акробатические усилия по ее удержанию.
Достижение гармонии и баланса между членами экипажа невозможно без эффективного руководства. К счастью, у каждого уже есть способный внутренний лидер.
Пристегните ремни
Предлагаем провести упражнение вместе с детьми. Представьте, что «Я» ведет автобус. Части заняли места согласно билетам: изгнанники — на заднем ряду, пожарные — в середине, менеджеры — в первых рядах. Наша задача — быть лучшим водителем автобуса, на которого мы способны:
- видеть, кто едет в автобусе,
- кто сидит вместе,
- кто сидит один,
- приветствовать всех пассажиров.
Самому вести автобус и останавливать его по мере необходимости, чтобы увидеть, какие части стоят, кто нуждается во внимании. Вы можете развить эту идею в момент тревоги: спросите, кто сейчас руководит ситуацией? Грамотный менеджер, который стремится все учесть? Пожарный, стремящийся заглушить неприятные ощущения? Изгнанник, который проживает боль и требует уединения?
Обсудите, как каждая из частей может помочь. Постарайтесь передать управление в руки «Селф» и сместить все точки поляризации в центр. Цель — достичь равновесия, гармонии и цельности.
По материалам книги «Внутренние семейные системы»
Обложка поста — unsplash.com