Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Леший, русалка и Баба-яга: путеводитель по персонажам русского фольклора
22 ноября 2023 2 403 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

С давних пор люди в разных уголках земного шара верят, что наш мир устроен чудесным образом. В этом чудесном мире есть место не только для обыкновенных людей и животных, но и для особенных, невероятных существ.

Все слышали про Бабу-Ягу, домового, русалку и Кощея, но чаще всего, мы знаем их, как героев сказок — не более того. Книга «Русские мифические существа» помогает познакомиться с мифическими и сказочными существами поближе. Сегодня идем в гости к Лешему, русалкам и Бабе-яге.

Леший

Лешего часто называют хозяином леса. Он владеет и распоряжается лесными угодьями. В некоторых рассказах леший похож на страшного чёрта, который заставляет людей подолгу бродить по лесу, пугает их криками и внезапным громким хохотом. Логово лешего в самой глухой чаще, обычно это яма или огромное дерево, которое нельзя рубить. Но иногда его жилище напоминает и обыкновенную крестьянскую избу.

Леший является человеку в разных обличьях. Он может показаться как существо, покрытое мхом, с грубой, как кора, кожей. Иногда он выглядит как бородатый старик с большими горящими глазами. Может он прикинуться и птицей (тетеревом, сорокой, вороной), и зверем (медведем, диким козлом, зайцем), и домашним животным (ягнёнком, конём), и даже обыкновенным человеком.

Впрочем, в человеческом облике лешего можно разоблачить по кое-каким приметам: у него нет бровей, он не носит пояса, не отбрасывает тени, а ещё у него собачий хвост, который, правда, сложно заметить.

Леший бывает так мал, что его не различить среди густой травы или мха. С другой стороны, часто рассказывают о лешем-великане, высотой в два-три человеческих роста. Пальцы у такого как брёвна, каждый лапоть длиннее двух метров, а из одного рукава одежды можно скроить кафтан для взрослого мужчины. От плевка такого исполина образуется глубокая яма; разбушевавшись, он разбивает в щепки вековые деревья.

Леший, как правило, не злой, но проказливый: ему весело напугать человека резким криком, тихонько опустошить корзину грибника или спрятать его вещи.

Часто, приняв на себя облик родственника, друга или соседа, леший заводит человека в самую чащу, в непроходимый бурелом, а потом внезапно исчезает. Рассказывают, что лешие под предводительством своего «атамана» забираются ночью на деревья и свешиваются с веток вниз головой, в точности как деревенские мальчишки.

Считается, что хозяину-лешему принадлежат дикие звери. И если в какой-то местности пропадает дичь, старые охотники говорят: хозяин проиграл белок и зайцев в карты своему соседу-лешему и животные перешли из одного леса в другой.

Русалки

Согласно поверьям, русалки приходят в мир живых, когда цветёт (красуется, как говорили в деревнях) рожь. Зачастую русалок встречали в поле, в лесу, у воды или на кладбище. Иногда считалось, что они топчут посевы, в других же деревнях верили: там, где ступит нога русалки, всходы становятся гуще и зеленее. В лесу русалки часто качаются на согнутых бурей деревьях, дубах или берёзах и даже зовут случайных прохожих разделить с ними эту забаву.

Однако соглашаться на такое предложение опасно: русалка может заставить человека долго блуждать по лесу или схватить и защекотать до смерти, заманить и утянуть в реку. Поэтому при встрече с русалкой старались побыстрее убежать, а убегая, не стоило оглядываться: оглянувшемуся перекрутят голову задом наперёд.

Считалось, что русалками становились дети, умершие некрещёными, девушки, не дожившие до замужества, утопленницы и самоубийцы. Кое-где верили, что русалки происходят от дочерей, проклятых родителями. Эти покойники ушли преждевременно, не изжили отпущенных им на земле лет и потому продолжают возвращаться к живым, правда, лишь на некоторое время.

После Троицы русалки возвращаются в тёмные и глухие места, напоминающие мир мёртвых: в могилу, под землю, под воду или в лес.

Русалки испытывают особое пристрастие к тканям и ниткам.

Они могут прийти в дом и усесться прясть, украсть нитки и холсты у невнимательных девушек или наделать дыр в вывешенном для сушки белье. Рассказывали, что русалка может вернуться с того света, чтобы забрать свои вещи, и поэтому специально для них вывешивали во двор одежду. При встрече с русалкой следовало бросить ей красный платок, пояс или тряпочку, а если ничего подобного не оказывалось под рукой — оторвать рукав собственной одежды.

Русалок считали довольно опасными существами, но русские крестьяне знали разные способы защиты от них. Для защиты от русалки следовало ударить палкой по её тени (бить по самой русалке бесполезно) или добежать до перекрёстка и воткнуть в землю нож. Напугать русалок можно, подъехав к ним на кочерге: русалки примут человека, сидящего на кочерге, за ведьму, которую они боятся, и разбегутся.

Баба-яга

Во многих сказках Баба-яга похищает маленьких детей. Для этого яга может прибегнуть к хитрости, например позвать мальчика, подражая голосу его матери: если ребёнок поддаётся обману и приближается к яге, она хватает его и уносит с собой. В других сказках ребёнка похищают слуги Бабы-яги, гуси-лебеди, или же она сама является за ним в дом, когда старшие, которые могли бы защитить малыша, в отлучке.

Вернувшись со своей жертвой в избушку на курьих ножках, яга-людоедка велит мальчику сесть на лопату, чтобы засунуть его в жарко натопленную печь. Ребёнок делает вид, что не понимает, как правильно садиться. Баба-яга, показывая ему пример, усаживается на лопату сама, и сообразительный мальчик тут же суёт её в огонь, а сам благополучно возвращается к родителям.

Баба-яга может выступать не только как злой, опасный персонаж, но и в качестве помощника.

Во многих сказках Баба-яга хоть и грозится, что съест главного героя, но на деле только испытывает его и в итоге награждает. Чаще всего главный персонаж таких сказок — девочка или девушка, которая попадает в избушку яги в тёмном лесу. Там она выполняет задания старухи: прядёт пряжу, готовит еду, перебирает зёрна, бережно моет в бане детей яги — мышей и тараканов. Если девочка справляется со всеми заданиями, она получает от хозяйки награду. В одной из сказок такой наградой оказываются богатые наряды, в другой — говорящий череп с горящими глазами, при помощи которого девушка побеждает своих недоброжелателей.

Довольно часто яга выступает в роли помощницы героя: она указывает ему путь и снабжает волшебным средством, при помощи которого удаётся победить главного врага. В таких сказках герой попадает во время своего путешествия в лес, обнаруживает там избушку на курьих ножках, а в ней — саму Бабу-ягу. Старуха расспрашивает героя и вручает ему клубочек, который помогает найти правильный путь.

В некоторых сказках герой после дополнительного испытания получает богатырского коня, при помощи которого ему удаётся победить Кощея. Порой Бабе-яге служат дикие звери, и она созывает их, чтобы те помогли главному герою.

По материалам книги «Русские мифические существа».

Обложка статьи: иллюстрация из книги

Похожие статьи