С давних пор люди в разных уголках земного шара верят, что наш мир устроен чудесным образом. В этом чудесном мире есть место не только для обыкновенных людей и животных, но и для особенных, невероятных существ.
Все слышали про Бабу-Ягу, домового, русалку и Кощея, но чаще всего, мы знаем их, как героев сказок — не более того. Книга «Русские мифические существа» помогает познакомиться с мифическими и сказочными существами поближе. Сегодня идем в гости к Лешему, русалкам и Бабе-яге.
Леший
Лешего часто называют хозяином леса. Он владеет и распоряжается лесными угодьями. В некоторых рассказах леший похож на страшного чёрта, который заставляет людей подолгу бродить по лесу, пугает их криками и внезапным громким хохотом. Логово лешего в самой глухой чаще, обычно это яма или огромное дерево, которое нельзя рубить. Но иногда его жилище напоминает и обыкновенную крестьянскую избу.
Леший является человеку в разных обличьях. Он может показаться как существо, покрытое мхом, с грубой, как кора, кожей. Иногда он выглядит как бородатый старик с большими горящими глазами. Может он прикинуться и птицей (тетеревом, сорокой, вороной), и зверем (медведем, диким козлом, зайцем), и домашним животным (ягнёнком, конём), и даже обыкновенным человеком.
Впрочем, в человеческом облике лешего можно разоблачить по кое-каким приметам: у него нет бровей, он не носит пояса, не отбрасывает тени, а ещё у него собачий хвост, который, правда, сложно заметить.
Леший бывает так мал, что его не различить среди густой травы или мха. С другой стороны, часто рассказывают о лешем-великане, высотой в два-три человеческих роста. Пальцы у такого как брёвна, каждый лапоть длиннее двух метров, а из одного рукава одежды можно скроить кафтан для взрослого мужчины. От плевка такого исполина образуется глубокая яма; разбушевавшись, он разбивает в щепки вековые деревья.
Часто, приняв на себя облик родственника, друга или соседа, леший заводит человека в самую чащу, в непроходимый бурелом, а потом внезапно исчезает. Рассказывают, что лешие под предводительством своего «атамана» забираются ночью на деревья и свешиваются с веток вниз головой, в точности как деревенские мальчишки.
Считается, что хозяину-лешему принадлежат дикие звери. И если в какой-то местности пропадает дичь, старые охотники говорят: хозяин проиграл белок и зайцев в карты своему соседу-лешему и животные перешли из одного леса в другой.
Русалки
Согласно поверьям, русалки приходят в мир живых, когда цветёт (красуется, как говорили в деревнях) рожь. Зачастую русалок встречали в поле, в лесу, у воды или на кладбище. Иногда считалось, что они топчут посевы, в других же деревнях верили: там, где ступит нога русалки, всходы становятся гуще и зеленее. В лесу русалки часто качаются на согнутых бурей деревьях, дубах или берёзах и даже зовут случайных прохожих разделить с ними эту забаву.
Однако соглашаться на такое предложение опасно: русалка может заставить человека долго блуждать по лесу или схватить и защекотать до смерти, заманить и утянуть в реку. Поэтому при встрече с русалкой старались побыстрее убежать, а убегая, не стоило оглядываться: оглянувшемуся перекрутят голову задом наперёд.
Считалось, что русалками становились дети, умершие некрещёными, девушки, не дожившие до замужества, утопленницы и самоубийцы. Кое-где верили, что русалки происходят от дочерей, проклятых родителями. Эти покойники ушли преждевременно, не изжили отпущенных им на земле лет и потому продолжают возвращаться к живым, правда, лишь на некоторое время.
После Троицы русалки возвращаются в тёмные и глухие места, напоминающие мир мёртвых: в могилу, под землю, под воду или в лес.
Они могут прийти в дом и усесться прясть, украсть нитки и холсты у невнимательных девушек или наделать дыр в вывешенном для сушки белье. Рассказывали, что русалка может вернуться с того света, чтобы забрать свои вещи, и поэтому специально для них вывешивали во двор одежду. При встрече с русалкой следовало бросить ей красный платок, пояс или тряпочку, а если ничего подобного не оказывалось под рукой — оторвать рукав собственной одежды.
Русалок считали довольно опасными существами, но русские крестьяне знали разные способы защиты от них. Для защиты от русалки следовало ударить палкой по её тени (бить по самой русалке бесполезно) или добежать до перекрёстка и воткнуть в землю нож. Напугать русалок можно, подъехав к ним на кочерге: русалки примут человека, сидящего на кочерге, за ведьму, которую они боятся, и разбегутся.
Баба-яга
Во многих сказках Баба-яга похищает маленьких детей. Для этого яга может прибегнуть к хитрости, например позвать мальчика, подражая голосу его матери: если ребёнок поддаётся обману и приближается к яге, она хватает его и уносит с собой. В других сказках ребёнка похищают слуги Бабы-яги, гуси-лебеди, или же она сама является за ним в дом, когда старшие, которые могли бы защитить малыша, в отлучке.
Вернувшись со своей жертвой в избушку на курьих ножках, яга-людоедка велит мальчику сесть на лопату, чтобы засунуть его в жарко натопленную печь. Ребёнок делает вид, что не понимает, как правильно садиться. Баба-яга, показывая ему пример, усаживается на лопату сама, и сообразительный мальчик тут же суёт её в огонь, а сам благополучно возвращается к родителям.
Во многих сказках Баба-яга хоть и грозится, что съест главного героя, но на деле только испытывает его и в итоге награждает. Чаще всего главный персонаж таких сказок — девочка или девушка, которая попадает в избушку яги в тёмном лесу. Там она выполняет задания старухи: прядёт пряжу, готовит еду, перебирает зёрна, бережно моет в бане детей яги — мышей и тараканов. Если девочка справляется со всеми заданиями, она получает от хозяйки награду. В одной из сказок такой наградой оказываются богатые наряды, в другой — говорящий череп с горящими глазами, при помощи которого девушка побеждает своих недоброжелателей.
Довольно часто яга выступает в роли помощницы героя: она указывает ему путь и снабжает волшебным средством, при помощи которого удаётся победить главного врага. В таких сказках герой попадает во время своего путешествия в лес, обнаруживает там избушку на курьих ножках, а в ней — саму Бабу-ягу. Старуха расспрашивает героя и вручает ему клубочек, который помогает найти правильный путь.
В некоторых сказках герой после дополнительного испытания получает богатырского коня, при помощи которого ему удаётся победить Кощея. Порой Бабе-яге служат дикие звери, и она созывает их, чтобы те помогли главному герою.
По материалам книги «Русские мифические существа».
Обложка статьи: иллюстрация из книги