Одушевление природы и всего, что окружает людей, рождало в воображении бесчисленное множество разнообразных, удивительных, волшебных существ, нередко враждебных человеку. Тролли, ундины, эльфы и многие другие персонажи знакомы нам по фильмам и книгам. но откуда же они взялись?
Книга «Настоящая история магии» знакомит нас с маленькими народцами. Предлагаем вам интересные факты из этой книги.
Народ холмов
Среди волшебных существ Средневекового мира выделяются древние сверхъестественные расы «иных» людей. У разных кельтских народов их называют народом холмов, туатами — Туата де Дананн, народ богини Даннан, или сидами, по названию иного мира, откуда они приходят, — Сид.
Ирландцы называли их древними богами или потомками богов. Барды описывали сидов как высоких, стройных, необычайно красивых людей. Они изысканно одеваются и прекрасно играют на музыкальных инструментах.
Если учесть, что Сид — это потусторонний мир в ирландской мифологии, то туаты были выходцами из загробного царства, хотя, по поверьям, обитали в холмах или выходили из холмов. Поэтому их именовали еще «народ холмов».
Туата де Дананн владели четырьмя магическими предметами: копьем бога Луга, которое всегда приносило победу его обладателю; мечом Нуаду, или мечом Света, от удара которого невозможно уклониться; котлом бога Дагды, в этом волшебном сосуде никогда не иссякала пища; камнем Фаль, способным указать криком на истинного короля Ирландии, если тот наступал на этот камень.
Но больше было рассказов о том, как эти прекрасные существа заманивали смертных в свой мир, чтобы те уже никогда не увидели солнца. Самые злобные из этих существ были способны устроить охоту на людей и их души.
Сидов боялись, считали жестокими и коварными, но вслух старались говорить о них доброжелательно, называя добрыми соседями, и приносили им жертвы в праздники.
Фейри и эльфы
В поверьях материковой Европы образ Туата де Дананн слился с образами фейри и эльфов. Эти волшебные человекоподобные существа имеют множество названий и разновидностей. Фейри, или феями, этих маленьких человечков называют по месту их постоянного обитания, или прародины, — миру под названием Фейриленд.
В народе их также именуют дивными людьми, маленьким народцем, добрыми соседями, хотя далеко не все фейри дивные, маленькие и уж тем более добрые. Эти существа считаются долгожителями или вообще бессмертными и обладают разнообразной магией. Например, способны управлять погодой и разными стихиями, даровать людям наслаждение и сладкое забвение или насылать порчу и отравлять своим дыханием.
Были среди фейри и красивые, и уродливые, и злобные, и доброжелательные. Маленькие феечки с крылышками, какими мы привыкли представлять фей, тоже относятся к фейри — волшебным существам, дивным людям. Фейри, обладающие магическими способностями, долго и беззаботно живущие, тем не менее завидуют людям черной завистью, потому что у людей есть то, чего лишен волшебный народ: душа и способность любить. Эта зависть и является главной причиной ненависти фейри к человеческому роду.
Даже самые добрые терпят людей только до поры до времени, используя их для своих нужд. Но при любом удобном случае готовы навредить человеку, обмануть его и погубить.
Кстати, эльфы (альвы) — это одно из названий фей, их образ в современной литературе сильно отличается от того, как этих маленьких человечков представляли люди Средневековья. Эльфы способны были, конечно, изменять свой облик, но из маленьких человечков со стрекозиными крыльями превращались не в стройных красавцев с луками, а в злобных, сморщенных стариков и старух, а то и вообще в чудовищ. А еще фей и эльфов отличала страсть к воровству детей, они утаскивали младенцев, оставленных в люльке без присмотра, и заменяли их своими страшными, уродливыми отпрысками.
Чтобы обезопасить детей от такого произвола, матери вешали над кроватками обереги: чеснок, который не любили все нечистые духи, ветку рябины или раскрытые в виде креста ножницы.
Брауни, ниссе и лепреконы
Маленькие брауни и ниссе, как наши домовые, помогают по хозяйству, но в силу вредного характера могут доставить и неприятности. Эти крошечные существа очень обидчивы, а обиженный брауни уходит из дома и становится диким и злобным духом.
Лепреконы из ирландских мифов — тоже маленькие волшебные человечки, одетые в зеленую одежду под цвет ветвей и травы. Они способны исполнять желания человека, если тот сможет поймать такого кроху мага. Чаще всего желания эти связаны с богатствами, и лепрекон в обмен на свободу может показать, где зарыт горшок с золотом. Но они не упускают случая обмануть человека и посмеяться над ним, превратив сокровища в кучу мусора.
Гномы
Одни из древнейших представителей волшебного народа — гномы, или дверги из скандинавских мифов. Даже просвещенные люди Средневековья не сомневались в их существовании. Гномы обладают магией и повелевают камнями и минералами. Они даже способны превратиться в камень, поэтому заметить их непросто.
В скандинавских мифах этих карликов, обитающих в недрах гор, называют дварфы (в британском фольклоре), дверги (в скандинавском) или цверги (в германском). А вот термин «гном» появился уже в эпоху Высокого Средневековья, вероятно, от латинского gnomus в значении «подземный житель». Это название стало популярно в европейской литературе.
Дверги, или цверги, упоминаются в скандинавских Эддах как один из первых народов, появившихся из тела великана Имира. Живут они в своем подземном мире Свартальвхейме, боятся солнца и считаются непревзойденными мастерами. Именно они выковали молот Тора Мьёльнир, Гунгнир — копье Одина, волшебное ожерелье Брисингамен и многое другое.
Пожалуй, главная заслуга этих умельцев — оковы для волка Фенрира, сделанные гномами из горных корней, птичьей слюны и шума кошачьих шагов.
Тролли и ундины
Традиционно много разных волшебных человекообразных существ было связано со стихиями и местами, которые они оберегали, в том числе и от человека. Например, ундины — хранительницы водных источников, отличавшиеся от человека только рыбьим хвостом, или селки — люди-тюлени, легенды о которых рассказывали на побережье Британии, в Шотландии и Ирландии.
С распространением в этих местах христианства селков стали считать ангелами, выгнанными из рая за мелкие провинности. На короткое время они могут сбрасывать тюленьи шкуры и в облике людей участвовать в человеческих праздниках. Если подружиться с этими существами, они принесут сокровища со дна моря. Но селки редко доверяют людям.
Тролли, или огры, считаются духами скал, они упрямы и жестоки, могут превращаться в черного козла или собаку и охотиться на людей, но боятся солнечного света, который превращает их в камень. Также тролли не любят колокольного звона.
Не более дружелюбны и гоблины, тоже связанные с горами и пещерами. Но они чересчур мелкие и слабые, поэтому способны лишь пакостить. Гоблинами в кельтской мифологии называли вредных горных духов, ворующих по ночам скот. А германские племена именовали их кобольдами и считали порождением магии темных эльфов.
По материалам книги «Настоящая история магии».
Обложка статьи: unsplash.com