Моей дочери 8 лет, сейчас она учится во втором классе. Школьная жизнь уже устаканилась и перестала удивлять, но год назад волей-неволей пришлось сделать несколько личных открытий. Вот к чему я не была готова с началом учебы в школе.
Режим дня: уровень PRO
В детском саду постоянно говорят о важности режима дня. Только вот большую часть этого режима обеспечивают воспитатели. Время родителей — раннее утро, вечер и выходные. Из школы же дети возвращаются в обед (если не на продленке), и это проблема для мам и пап (особенно работающих). Нужно ребенка накормить, дать ему отдохнуть, выучить уроки и отвести в кружок, если есть таковой.
Когда ребенок был в первом классе, я совершила большую ошибку. Позволяла после обеда смотреть телевизор, отдыхать, а уже потом учить уроки. И часто — после кружка. В итоге было тяжело всем. Вечером ребенок устал, да и я тоже. Времени мало, уроки делаются медленно… Поэтому в этом году мы договорились, что уроки делаем сразу после обеда, но зато можно поиграть в телефон, когда мы едем на кружок, а потом и вечером посмотреть телевизор. И стало намного легче. Главное — заранее обсудить, почему важно делать именно так, какие плюсы будут от такого режима дня и для ребенка, и для родителя.
Кстати, режим дня важен не только для детей. Мамам и папам тоже нужно выделять время для себя, чтобы полноценно выполнять родительские обязанности. Полистайте книгу «Инструкция к себе», найдете много вдохновляющего.
Дилемма: больше или меньше самостоятельности?
В школе ребенок чувствует себя почти взрослым. Он может передвигаться по этажам без присмотра, бегать на переменах, терять вещи и в некоторых случаях даже самостоятельно ходить из школы домой.
Ребенок чувствует перемены и начинает сам стремиться к самостоятельности. Моя дочь начала проситься гулять одна, а во втором классе просила ее не встречать из школы. Однако я была вынуждена отказать, потому что дорога в школу и обратно небезопасная: нужно идти через парковку и переходить две дороги.
Пришлось искать другие пути, как дать ребенку больше самостоятельности, и чтобы это было безопасно. Прочитав книгу «Самостоятельные дети», я начала чаще говорить: «Решать тебе». Это не просто фраза, это целая система. Сначала нужно обрисовать ситуацию, а затем предложить ребенку решать, что он выбирает. Например, ребенок не хочет делать уроки. «Ты можешь не делать уроки, но имей в виду, то, что вы сегодня проходили в школе, ты можешь забыть без повторения. Кроме того, завтра учительница наверняка спросит, почему не сделано домашнее задание. Если ты к этому готова, не делай уроки. Решать тебе». Такой способ гораздо эффективнее уговоров и угроз. Ребенок представляет последствия и сам садится делать уроки.
Еще больше разговоров
Помните, как приходилось малышам объяснять, почему нельзя отбирать игрушки в песочнице и почему нужно ждать своей очереди, чтобы покататься на качелях. Со школьниками приходится общаться не меньше, но уже по-взрослому. Я придерживаюсь правила: поменьше нравоучений, побольше искренности. Например, вместо разговоров о пользе сна я привожу пример: «Помнишь, вчера ты поздно легла? Конечно, сейчас ты чувствуешь себя уставшей. Давай ляжем пораньше сегодня вечером». Или рассказываю о себе: «Вчера поздно легла, поэтому сегодня вообще не могу работать. Пожалуй, сегодня пойду спать одновременно с тобой».
Некоторые вопросы сложно обсудить без назиданий. Хотя книга «Окей, ты взрослеешь» для более старших ребят, я уже сейчас купила ее и зачитываю некоторые отрывки (не советую давать книгу ребенку-младшекласснику, так как в ней есть взрослые темы). Например, почему иногда тебе ничего не хочется? Почему приходится делать одно и то же каждый день? Почему нельзя зависать в гаджетах весь день?
Мультфильмы → Видео блогеров
Если вас подбешивают мультфильмы, которые смотрит ваш ребенок, то спешу обрадовать: это не самый раздражающий звук, доносящийся из телевизора. Если вернуться в прошлое, я никогда бы не рассказала дочери, что в телевизоре можно смотреть видео из приложений. Сейчас, в школе, мультики сменились видеороликами от блогеров. Я не запрещаю (хотя очень хочется), а ограничиваю: один ролик, а оставшееся время — мультики или фильмы. Не хочется брюзжать на тему деградации видеоконтента, остается только надеяться, что с возрастом интерес к таким блогерам пройдет.
Я стараюсь замещать: предлагаю вместо игр и видео полистать комиксы (любимый — «Дневник Натали»). Мой муж не считает комиксы книгами («Там же нечего читать!»), но и он теперь за, лишь бы не видео от блогеров.
Закрытость
«Нормально», — любимый ответ моего ребенка на все вопросы. Как учеба, тренировка, прогулка? Все «нормально». Дети перестают делиться своими делами. Именно поэтому я все меньше задаю общих вопросов, а стараюсь говорить о конкретике: «Что проходили сегодня на Окружайке?», «Ты с кем сидишь за партой?», «Какие упражнения были на тренировке?».
Лишнюю тревожность снимает книга «Пубертат». Прочитайте ее, если ваш ребенок — подросток. Пока я довольна, как складываются мои отношения с дочерью, но ловлю себя на том, что нужна постоянная настройка, как с механизмами: раз в месяца 2-3 обязательно что-то ломается, и нужно посидеть, обдумать, спросить совет (в моем случае у книгах). И тогда удается вновь построить гармоничные отношения, в которых замечаешь не только сложности, но и радости.
Обложка поста: freepik.com