Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Суп из слов и цифробуквы: каким был русский язык много лет назад. Рассказывает Чевостик
11 сентября 2023 554 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Как появился русский язык? Почему в разных частях нашей страны говорят по-разному? И зачем Пётр Первый переделал азбуку?

В новой книге серии детских энциклопедий с Чевостиком «Наш русский язык» любимые герои познакомятся с историей русского языка и словесности. Они отправятся в Древнюю Русь и услышат, как говорили наши предки, узнают, как изменился русский язык благодаря Михаилу Ломоносову и Николаю Карамзину, и разберутся, в чём его богатство и выразительность. Вот несколько интересных отрывков из путешествия героев.

Как Пётр Первый изменил русскую азбуку

— Добро пожаловать в гости к царю Петру Первому, Чевостик!

— Дядя Кузя, интересно, чем это Пётр так занят? Ой, да он, как маленький, учится буквы писать!

— Пётр Первый, конечно, давно обучен грамоте. Он не учится писать буквы, а рисует эскизы — наброски — букв для новой азбуки.

— Я понял. Сначала Кирилл с Мефодием придумали глаголицу. Потом их ученики — кириллицу. Они ведь кириллицу в честь Кирилла назвали, да? А теперь Пётр нарисует петровицу!

— Ох и выдумщик ты, Чевочка с хвостиком. Никакой петровицы Пётр Первый не придумал, мы до сих пор пользуемся кириллицей. Только Пётр её немного изменил. России требовались образованные люди, школы, университеты. Поэтому нужно было печатать много книг. Но старый алфавит для этого не совсем подходил. Во-первых, некоторые буквы оказались лишними, они почти не использовались. Во-вторых, форма букв была неудобной для книгопечатания.

— И Пётр Первый решил убрать лишние буквы, а остальные перерисовать?

— Точно! Видишь, он уже закончил рисовать эскизы и передаёт их инженеру Куленбаху. Тот сделает рисунки тридцати трёх строчных, то есть маленьких, букв и четырёх прописных: А, Д, Е, Т. В голландском городе Амстердаме по этим рисункам изготовят литеры — бруски с выпуклой буквой для печатания книг в типографии. В 1708 году будет напечатана новым, или гражданским, шрифтом первая книга — «Геометриа славенски землемерие».

— И наша азбука больше никогда не менялась?

— Менялась много раз. Сам Пётр, после того как новые шрифты опробовали в типографии, изменил форму некоторых литер и вернул часть «уволенных» им же букв. 18 января 1710 года он внёс последние поправки и на обороте переплёта новой азбуки написал: «Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги, а которыя подчернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять».

Лишние буквы

— Какие же буквы Пётр посчитал лишними?

— «Омега», «от», «пси», «малый юс» — так назывались буквы, исключённые из алфавита. Буквы «кси», «ферт», «ижицу» Пётр сначала «уволил», но потом вернул.

— Какие забавные названия у этих букв.

— Большинство «смешных» букв пришли в кириллицу из греческого алфавита. Пётр Первый не только избавился от лишних букв, но и добавил в русский алфавит новую букву — Э. Хочешь посмотреть, как ребята в школе азбуку зубрят? Тогда в путь! Настраиваю времяскок. 1717 год. Карелия.

— Дядя Кузя, почему в классе одни мальчики?

— Мы в горнозаводской школе. Она создана при Петровском заводе. Во времена Петра школ для девочек в России ещё не было.

— Ученики вовсе не азбуку учат, а стишки все вместе читают. Странные какие-то стишки: никакого смысла в них нет. Аз, буки, веди, глаголи, добро, есть. Живете, зело, земля, иже, и. Како, люди, мыслете. Наш, он, покой. Рцы, слово, твердо.

— И всё-таки, Чевочка с хвостиком, эти непонятные стишки и есть азбука. Долгое время у букв были вот такие полные имена — слова старославянского языка. «Аз» — имя буквы А, в переводе означает «я», «буки» — «буква» или «книга», «веди» — «знаю, ведаю», «глаголи» — «говори».

— Добро, есть, живете, земля, люди, мыслете, наш, он, покой, слово, твердо — это и без перевода понятно. Но что такое «зело», «иже», «рцы» и «како»? — «Зело» значит «очень», «иже» — «который, кто», «рцы» — «говори», «како» — «как, каким образом».

Буквы или цифры?

— Ещё интереснее другое: до того как Пётр создал гражданскую азбуку, буквы на Руси работали ещё и… цифрами!

— Как это?

— Вот как: вместо цифры 1 писали букву А, «аз». Буквой «веди» обозначали цифру 2, «глаголи» — 3, «добро» — 4, «есть» — 5, «зело» — 6, «земля» — 7, «иже» — 8, «фита» — 9. Числа 10, 20 и так далее до 90 тоже обозначали буквами, от буквы I («и») до Ч («червь»). Вместо 100 писали букву «рцы», вместо 200 — C. В Суздале, где мы с тобой сегодня побывали, до сих пор на башне Кремля можно увидеть старинные часы. На их циферблате вместо цифр — буквы кириллицы.

— Дядя Кузя, большие числа тоже собирали из букв?

— Да. Получалось сложно и запутанно: видит человек буквы Р, Ч, А. Что за рча такая? А это число 191. Пётр Первый повелел использовать вместо букв для записи чисел арабские цифры.

— И правильно повелел. Смотри, у ребят теперь урок арифметики начался. Пишут себе цифры на досках, примеры решают. Радуются, небось: легче ведь выучить десять цифр, чем мучиться, гадая, кто такая рча.

Щи из слов

— А теперь представь, что тебе подали большую-пребольшую тарелку, в которой намешано всё вместе: суп, салат и мороженое. Да вдобавок в ту же тарелку бросили очистки от яблок и кожуру бананов.

— Фу-у-у! Я такое ни за что даже пробовать не стал бы!

— Русский язык в середине восемнадцатого века немного напоминал такую тарелку. В нём были намешаны и слова, используемые постоянно, и устаревшие, которые мало кто правильно понимал, и слова-«иностранцы», пришедшие в русский из других языков. Фразы были длинными, очень тяжёлыми для понимания.

— Ломоносову пришлось отделять суп от салата и мороженого? И выбрасывать очистки и кожуру?

— Именно это он и сделал. Сначала разделил все слова русского языка на группы. В первую попали общие для церковнославянского и русского языков слова, понятные всем. Во вторую — церковнославянские. Их редко употребляли в устной речи, поэтому понимали не все, только люди грамотные и образованные. Третья группа объединяла слова русского языка, которых нет в церковнославянском.

— Я знаю, что есть ещё и нехорошие слова. Про них Ломоносов не забыл?

— Нет. В четвёртую группу он поместил «презренные слова, которые ни в каком штиле употребить не пристойно». Ломоносов считал, что не нужны и те церковнославянские слова, которые так редко встречаются, что их значения не помнят даже образованные люди.

— Ты говорил, что Ломоносов три стиля выделил, а не четыре группы.

— Сейчас и со стилями разберёмся. Их действительно три: высокий, средний и низкий. Хочешь писать высоким стилем — используй слова первой и второй групп. В таком стиле можно создавать торжественные речи, стихи, прославляющие правителя, поэмы о героях. Средний стиль позволяет использовать слова из второй и третьей групп. Таким стилем можно писать романы, повести, стихотворения и научные труды. А слова третьей и иногда даже четвёртой групп допустимо применять только для низкого стиля. Он — для комедий, дружеских писем, басен.

По материалам книги «Наш русский язык».

Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Похожие статьи