Осенью 2019 года, после долгих лет путешествий по миру Николя Жоливо остается дома и посвящает целый год изучению своего фамильного сада, которому больше 200 лет. Возвращаясь в 1821 год, к самым далеким семейным воспоминаниям, автор погружается в увлекательные семейные предания.
Внимательно и тонко, как подлинный художник, запечатлевает автор любимый сад и его сокровища, открывает читателям прекрасный в своей изменчивости мир флоры и фауны, вдохновляет любоваться многообразием форм и цветов природы. Выбрали из новой книги «Мой сад» несколько отрывков, которые можно прочитать вместе с детьми, пусть они вдохновят вас на создание собственного сада.
Мак
С каждым днём всё ниже клонятся бутоны мака. И однажды вечером один из стеблей выпрямляется. На следующее утро, до восхода, бутон потеряет два защитных листка, и цветок раскроется навстречу солнцу, расправив лепестки. В этот миг все насекомые-добытчики бросятся к нему, чуть ли не в очередь выстроятся! В полдень мак стоит прямой, как стрела, но визитёров у него гораздо меньше. Вечером, если сильная жара или ветер, лепестки падают на землю. На другой день вверх гордо торчит элегантная коробочка — в ней, как в амбаре, сохранятся семена на будущее лето.
Иллюстрация из книги
Когда начинается лето
Лето начинается вовсе не 1 июня, как пишут в календарях. В саду оно начинается в тот солнечный день, когда впервые собираешь вишню и печёшь фруктовый пирог. В этом году 27 мая. Кислый вишнёвый сок тёк по рукам, капал на грудь, живот. Так что лето начинается с первого традиционного душа под шлангом. Мой младший — крепенький, как бамбук, — собирал вишню вместе с нами и оценил бодрящую свежесть воды.
Иллюстрация из книги
Гранат
Мой друг Паскаль принёс мне гранат в горшке. Вот его история: «Два года назад мы были на Крите и заехали в древнюю деревушку на склоне горы. Полуразрушенные дома говорили, что хозяева их бросили. Мы остановились отдохнуть на площади, и вдруг сухонькая старушка в чёрном бросила нам из своего сада гранаты. Я взял с собой семечки, прорастил, и вот они стали многообещающими кустиками».
Осталось найти питомцу хорошее место в саду — с учётом того, как он разрастётся лет через десять.
Смоковница
Отец одного из моих свояков привёз саженцы смоковницы со своей родины, из Алжира, а точнее из Кабилии. Когда я осенью копался в саду, он принёс мне два саженца. А следующей весной я увидел на одном из них маленькие почки.
С тех пор смоковница растёт без остановки. Так быстро, что не успеваю с ней справляться. Обрезаю, спиливаю, корчую, а ветки гнутся, ломаются, корни бегут под землёй — захватывают всё новые территории. Придётся тратить на неё ещё больше времени.
Словно вознаграждая за то, что мы терпим её немыслимую агрессию, смоковница — если только не налетят скворцы и не испортят ягод — дарит нам килограммы вкуснейших смокв: в начале июля на прошлогодних ветках, а в сентябре — на новых. Она плодоносит дважды в год. Первые ягоды крупнее и с тонкой кожицей, вторые мельче и с более плотной мякотью, похожей на джем.
Иллюстрация из книги
Ядовитые растения
Семена могут долго дремать в земле. Но однажды погодные условия покажутся им благоприятными и они прорастут.
Лет десять тому назад я посадил в саду два семечка ядовитого растения — дурмана, и вот они появились. Я уверен, что они мои, потому что это редкая разновидность: белые цветы с фиолетовыми точками, которые я нашёл на песчаном островке Луары.
Можно спросить, с какой стати я решил посадить в своём саду такое опасное растение, когда там играют мои дети. Во- первых, избавить сад от ядовитых растений невозможно — иначе от сада останется ровно половина. Ландыши тоже ядовитые. И я до сих пор считаю, что научить лучше, чем запретить или не допустить. Я навсегда запомнил урок нашей учительницы, которая в конце года повела нас на экскурсию вокруг школы. Она показала нам в траве хорошенький цветок и сказала: «Это звездчатка. Следите, чтобы она не попалась кроликам вместе с травой — они могут умереть». Мы удивились, что цветок может быть таким вредным. Урок из других времён от пожилой женщины, которая собиралась на пенсию. Я жалею, что нет больше таких уроков.
Посадка чеснока
Главной огородной заботой дедушки Жака в ноябре была посадка белого лука и чеснока — круглого, розового и белого. В 1970 году он посадил «108 зубчиков круглого и 36 обычного на следующий день после полнолуния». Количество говорит само за себя — видимо, в таком объёме их и употребляли. Особенно трогает почтительное отношение к луне. Дедушка не упускал случая сделать о ней отметки в дневнике: «26 ноября, посадил чеснок, 125 (луна убывает)».
По материалам книги «Мой сад».