Что делать, если ребенок застыл от ужаса, увидев собаку? Как вести себя, если подросток боится общаться со сверстниками? И как говорить с детьми о смерти и других вещах, которые пугают даже взрослых?
Детский социолог Александра Чканикова и эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская помогают справиться со страхами. Вы поймете, как устроен механизм страха, как успокоить напуганного ребенка и извлечь пользу из этой древней и естественной эмоции. Под обложкой их книги «Детские страхи» — советы, примеры, упражнения.
Не избавиться, а принять
Виктория Шиманская и Александра Чканикова предлагают не избавляться от страхов, не отрицать их и не стыдиться, а находить в них пользу и ресурс — так, чтобы страх становился для ребёнка не врагом, а союзником.
В каждой главе книги вы найдете практические задания и упражнения для детей и родителей, а также примеры диалогов с ребёнком в пугающих ситуациях, благодаря которым вся семья сможет шаг за шагом подружиться со страхами.
«У этой книги есть ещё одна задача — научить вас отличать страх за ребёнка от страха за себя. Это важный шаг на пути к доверительным отношениям в семье. Только проработав собственные страхи и установки, мы можем по-настоящему помочь тому, кто рядом», — пишут авторы.
В страхе нет ничего постыдного
Первое, что надо знать родителю: страх — это нормально, и объектом страха может быть что угодно. Наши дети — самостоятельные личности, со своими мыслями, ассоциациями и эмоциями, и относиться к их чувствам и страхам нужно уважительно.
Порой мы сами не замечаем, как формируем неправильное отношение к страху фразами вроде «Не бойся, ничего страшного в этом нет!» или «Ну что ж ты такой трус!»
Проверьте, не используете ли вы выражения, которые заставляют относиться к страху как к чему-то постыдному и плохому. От этого зависит отношение ребенка к себе и эмоциям.
Что делать, когда ребёнку страшно
В момент страха уговоры и попытки успокоить ребенка неэффективны, но такой алгоритм поможет:
1. Телесный контакт. Ребёнку, объятому страхом, необходимо ощутить себя в своём теле. Можно взять за руку, погладить по плечам, голове, обнять, если он не сопротивляется, глубоко и ровно дышать: ребёнок инстинктивно начнёт дышать в такт с вами, предложить воды.
2. Эмоциональный контакт. В момент страха ребёнок, особенно маленький, может не понимать, что с ним происходит, поэтому имеет смысл назвать его состояние, показать, оно вам знакомо, вы с таким сталкивались и, в общем-то, знаете, что можно сделать:
— назовите эмоцию, которую испытывает ребёнок (Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало)
— признайте эту эмоцию (Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально.)
— покажите, что ребёнок не одинок (Я рядом, я с тобой.)
3. А вот контакт на уровне разума будет возможен только спустя какое-то время. Когда ребёнок занят проживанием страха, он не способен анализировать. Всё, что он может прямо сейчас, — чувствовать, и ему будет намного легче пройти через эти сложные переживания, если вы окажетесь рядом и установите с ним телесный и эмоциональный контакт.
Письмо своему страху
Здорово, если ребёнок, несмотря на то что ему бывает очень страшно, может в спокойные моменты подумать о себе, поиграть, проанализировать свой чувственный опыт. Можно предложить ему вот такие простые упражнения.
Визуализация. Представьте свой страх в виде человека или диковинного зверя. Какого он цвета, роста? Сколько у него ног? Какие у него волосы? На кого он похож? А есть в нём что-то красивое? Можете ли вы в моменты храбрости заговорить с этим страхом? А подшутить над ним?
Метафоры. Придумайте для своего страха несколько красивых образных сравнений. Хорошо, если это сравнение подчёркивает достоинства страха, признаёт его необходимость и ценность как чувства. Например:
— страх как противопожарная сирена;
— страх как уведомления в мобильном — время от времени напоминают, что ты не можешь всё предусмотреть;
— страх как волшебное вещество, которое «подсвечивает» то, что нам на самом деле важно и дорого
Письмо своему страху. Попробуйте вместе с ребёнком сочинить искреннее «письмо страху». Поругайте свой страх за все неприятные ощущения, посетуйте, что он слишком навязчив, резок, непредсказуем. А потом похвалите: за то, что не дал залезть с другими ребятами на крышу, за то, что не позволил плавать в море без нарукавников и т. д.
Что еще в книге
Когда в какой-нибудь книге, статье или на учебном вебинаре вам предлагают «избавиться от страха», знайте: этому ресурсу нельзя доверять. Избавление от страха — это утопия, а бесстрашие само по себе почти несовместимая с жизнью патология.
Нет смысла мечтать о том, чтобы ваши дети ничего не боялись. Лучше подумать, как научить их бояться так, чтобы страх, эта сильная, древняя эмоция, не мешал им жить, а, наоборот, помогал. Не вызывал дикую боль, а подавал ценный сигнал. Не вводил в ступор, а побуждал к полезному и разумному действию.
Книга поможет научить детей бояться правильно. Вот, о чем еще говорят авторы:
- Механика страха: от рептильного мозга к неокортексу
- «Боюсь, но сам не знаю чего»: чем опасна излишняя тревожность
- «Не пойду, не скажу, не отвечу»: что делать с социальными страхами
- «Мама, когда ты вернешься?»: как помочь ребенку на расстоянии
- «А ты чего боишься?»: прорабатываем родительские страхи
- «Хочу быть храбрым!»: почему стремление к бесстрашию вредно
Страх похож на мутное стекло, незаметную плёнку, которая отделяет нас от реального мира. Он не даёт нам двигаться вперёд и не позволяет рассмотреть этот мир. Мутный страх заставляет нас видеть любопытное зловещим, необычное — пугающим, многообещающее — рисковым. Осмысленное отношение к страху позволяет нам и нашим детям по-новому увидеть мир вокруг.
По материалам книги «Детские страхи».
Обложка статьи: unsplash.com