«Акварельный джаз Сергея Курбатова» — книга акварелиста, пейзажиста, преподавателя мастер-классов и пленэров, автора «Школы акварели» Сергея Курбатова.
Читателя ждут основы, упражнения и практические пошаговые уроки, необходимые для освоения уникальной техники автора и выработки своего стиля. Предлагаем вам один мастер-класс из книги.
Материалы
- бумага Saunders Waterford, 300 г/м2, размер 17×26 см;
- карандаш 2B (автоматический или деревянный);
- круглая кисть с тонким кончиком (белка-микс либо колонок), тонкая кисть (синтетика), флейц (коза);
- пигменты: охра желтая, лимонная желтая, золотистая, пиррол оранжевый, хинакридон пурпурный (Pinax), оливковая, травяная зеленая, ярко-голубая, королевская голубая, ультрамарин, индиго, умбра жженая;
- планшет, бумажный скотч.
Этапы работы
1. Сначала выполняем рисунок. Выбираем место для дома, тщательно «прицеливаемся» с пропорциями, чтобы объект не смотрелся на листе ни слишком большим, ни слишком маленьким. Затем намечаем силуэты деревьев справа и слева от дома, абстрагируясь от многих деталей (веток, листьев, травинок). Важны именно общие очертания, форма того или иного пятна.
Исходное фото
Сама работа акварелью всегда обобщает многое из того, что есть на исходнике. Важно научиться видеть весь сюжет в целом, не увлекаться деталями. Обобщение — синоним цельности. При этом рисунок делаем не схематичный, не примитивный; стараемся передать очертания каждого объекта, несколько импровизируя.
2. Начинаем с самых светлых частей: с освещенной солнцем стены домика, с крыши. Постепенно перейдем к более темным объектам. Для стены берем охру желтую (ShinHan), лимонную желтую и чуть-чуть пурпурного хинакридона.
В замесе — много воды и мало пигмента, краска очень светлая. Для крыши используем тот же раствор, а к нему добавляем умбру жженую и чуть больше хинакридона.
3. Небо в пейзаже закрыто тучами, но ближе к горизонту мы видим между ними голубые просветы. Ради этого первую заливку неба делаем голубой, используя в замесе ярко-голубую и немного лимонной желтой. (Не увлекайтесь желтой, иначе небо станет зеленым!)
4. Цвет крыши мне показался холодным, поэтому я подождал, пока краска высохнет, и прокрыл крышу еще одним легким теплым слоем золотистого пигмента («Белые ночи»).
5. Тучи на фото неоднородны, но чтобы не усложнять картину ненужными деталями, выполним их одной сплошной заливкой и только ближе к горизонту «разорвем» это одеяло. Смешиваем два пигмента: ультрамарин и немного хинакридона пурпурного.
Выписываем облака, предварительно высушив предыдущую заливку. Оставляем небольшой просвет над домом, а у горизонта проводим несколько быстрых линий, показывая тонкие тучи. Краски в кисть набираем много, планшет держим под наклоном, заливка должна всегда заканчиваться свисающей каплей — не втираем влагу из кисточки «до упора». В палитре необходимо заранее намешать достаточное количество краски, чтобы хватило на весь нужный участок и даже чуть осталось. Если краска в кисти заканчивается, тут же зачерпываем из палитры новую порцию и продолжаем заливать.
6. Тучи перекрывают дерево слева. Чтобы не оставлять жесткий край, размываем границу этой заливки в области дерева флейцем с водой. Так получается плавный переход, градиент.
7. Приступаем к пятнам ярких, освещенных солнцем кустов за домом, используя оливковую, охру желтую, пиррол оранжевый и сиену жженую (охра желтая и пиррол — основные, остальные — дополнительные). Часто меня спрашивают о том, можно ли смешивать сразу много пигментов. Можно! Важно понимать, что цель этого смешивания — добиться нужного оттенка. Возможно, у какого-то производителя и есть именно такой оттенок в готовом виде, но я предпочитаю не искать их по каталогам, а намешивать самостоятельно из того, что имеется под рукой.
8. Дальний домик покрываем тем же цветом, немного разбавив его водой.
9. Следующая заливка — общая масса деревьев и травы на переднем плане. Цвет темный, более насыщенный, чем небо и тучи. Это очень важный момент: если не «дотянуть» цвет и тон заливки, сделать его светлее, то пропадет ощущение вечера, наползающих сумерек.
10. Оливковая, травяная зеленая, ультрамарин, умбра жженая (умбра жженая и оливковая — основные составляющие, остальные пигменты — дополнительные).
11. Акварель — это прозрачная краска. Каждый новый слой, положенный на предыдущий, делает цвет темнее и глуше. Зная об этом, я намешиваю в палитре нужный цвет для финальных теней деревьев и кустов: ультрамарин и королевскую голубую. На белом листе бумаги этот замес будет смотреться свежо и ярко. А на работе этот же оттенок выглядит совсем иначе, он абсолютно не похож на то, что получается на белой основе!
12. Однако нам он поможет увести в вечернюю холодную тень дерево слева и кусты. Смешиваясь оптически с предыдущим цветом (тот слой уже высох), ультрамарин и королевская голубая дают темно-фиолетовый. Первая заливка — сплошная по всей длине, из края в край.
Даем ей высохнуть, а затем добавляем детали этой же краской в дереве и кустах — так цвет станет еще темнее. Этим же цветом тонкой кистью проходим падающие тени на доме, под крышей.
13. В финале прорисовываем несколько стеблей и небольших темных пятен на поляне — немного, но достаточно, чтобы дать представление о переднем плане.
Еще больше интересных уроков в книге «Акварельный джаз Сергея Курбатова».