Дети обожают наклейки. И мы, родители, тоже. Часто выбираем стикербуки, скорее, для развлечения или самостоятельных игр малыша. И не относимся к ним серьезно, как к другим развивающим пособиям. Хотя на самом деле альбом с наклейками может стать отличным помощником в развитии речи ребенка.
Вместе с логопедом Еленой Молчановой сделали обзор-инструкцию по работе с наклейками. Рекомендации можно применять на занятиях с любыми стикербуками, но для наглядности разберем варианты игр на примере новинки «Kumon. Учим слова и играем. Мой дом».
Чем полезны альбомы с наклейками
Задача взрослого, который находится рядом с ребенком — постоянно давать малышу чуть больше, чем он уже знает и умеет. В стикербуке можно не только клеить наклейки. Предложите малышу назвать предметы на картинке, проговорить слова вслух или обсудить сюжет. Так вы поможете ему выучить новые слова, постепенно запомнить названия окружающих вещей и установить связь между словом и предметом.
Слова на каждой странице или развороте чаще всего объединены одной темой. Это позволяет родителям найти повод для беседы, а ребенку — лучше усвоить материал.
Что на картинке?
Очень важно в процессе выполнения заданий приводить примеры и понятные ситуации из жизни. С малышами, которые только учатся говорить, можно произносить названия предметов вслух и просить повторить их — это поможет расширить словарный запас.
Постарайтесь строить занятие в формате диалога:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что он делает?
— Купается.
Такие вопросы помогут определить, понятен ли ребенку сюжет и место действия. Если видите, что малышу все понятно, можно продолжать.
— Купается. Хорошо. А что это у него такое в ванне?
— Пена.
— А что еще есть? Посмотри.
Например, ребенок отвечает: «Душ». Чтобы закрепить материал, спросите еще раз: «А мальчик где купается?». И продолжайте:
— Что еще здесь есть?
— Полотенце.
— Что еще?
— Коврик.
— А из душа что льется?
— Вода.
— А какая игрушка у ребенка?
— Уточка.
Дети внимательные. Они сразу замечают, что на картинке чего-то не хватает. Когда дойдете до предметов, которые нужно наклеить, предложите малышу поразмышлять, что это может быть?
Найди предмет
В тетради Kumon внизу вынесены отдельные предметы. Их можно находить на большой картинке.
— Это что?
— Полотенце.
— А где оно на картинке?
Если ребенок уже произносит слова из одного-двух слогов, можно поработать над развитием речи и построением фраз. Он может не просто односложно отвечать на ваши вопросы, но и пытаться составлять предложения. Например, произносить: «Вот полотенце».
Смотрим дальше.
— Какой следующий предмет?
— Мыло.
Но на большой картинке нет мыла. Здесь можно уделить немного внимания грамматике и сделать акцент на форме слова. Нет чего? МылА. Помните, мы всегда развиваем речь чуть больше того, что ребенок уже умеет делать.
— Интересно, мыла нет. Давай найдем и наклеим мыло.
Во всех альбомах с наклейками есть вкладыши. Достаточно вынуть листик и дать его ребенку. Когда он найдет наклейку, можно еще раз проговорить:
— Где мыло?
— Вот мыло.
Так мы закрепляем умение, которое формировали на занятии: отклеили от листа — приклеили на картинку — побеседовали.
Сравни картинки
В стикербуке KUMON есть картинка с результатом, который должен получиться. Предложите ребенку сравнить готовую картину с тем, что вышло у него. Такая же она или чем-то отличается? Обычно мы идем слева направо, сверху вниз.
— Холодильник есть?
— Есть.
— Микроволновка?
— Есть.
— Духовка?
— Вот она.
— Чайник?
— Тоже есть.
Это задание формирует очень полезный для будущего школьника навык — самопроверки. Когда ребенок пойдет в школу, ему нужно будет уметь проверить себя: правильно ли он списал текст, все ли задания выполнил? То есть ребенок будет соотносить то, что у него получилось с заданием. Очень часто именно с контрольным списыванием дети испытывают затруднения.
Что еще?
Если ребенок наклеил все наклейки и произнес все названия, можно усложнить задание — например, добавить глаголы. Спросить, что и зачем делает тот, кто изображен на картинке. Или придумать сценку и разыграть ее по ролям так, будто вы герои сюжета.
Как видите, вариантов занятий со стикербуками много. Не бойтесь придумывать новые или поддерживать игры, которые придумывает малыш. Это будет полезно и очень весело. Тем более, для полноценного развития достаточно всего 20 минут в день.
По материалам стикербука «Kumon. Учим слова и играем. Мой дом».