Какие бывают поезда? Почему дорога называется железной? Можно ли проложить рельсы по льду или под водой?
В новой книге серии детских энциклопедий «Поезда и железные дороги» Чевостик и Дядя Кузя познакомятся с историей и устройством поездов, железных дорог и метро.
Давайте узнаем кое-что интересное вместе с ними.
Бывают ли подводные поезда
— Кстати, бывают ещё и подводные железные дороги.
— Как же поезда там ездят? Как подводные лодки?
— Нет, они идут по тоннелям, проложенным по дну. Такой тоннель есть под проливом Ла-Манш между Францией и Англией. Он называется Евротоннелем. Это самый длинный подводный железнодорожный тоннель в мире — пятьдесят один километр, его подводная часть тянется на тридцать девять километров. Длина подводного тоннеля в турецком городе Стамбуле — четырнадцать километров. Интересно, что он проходит в одном городе, но соединяет разные части света — Европу и Азию. В других странах тоже есть подводные тоннели.
— А в нашей стране есть?
— Есть, и очень давно. Евротоннель построили меньше тридцати лет назад, в Стамбуле всего шесть лет назад, а нашему, под рекой Амур около Хабаровска, — больше восьмидесяти лет. Длина этого тоннеля больше семи километров.
Зачем поезду провода
— А зачем над поездом висят провода?
— По этим проводам подаётся ток на локомотив — электровоз. На крыше электровоза установлен токоприёмник. Через него ток попадает на электродвигатели локомотива.
— Но ведь электричество идёт по двум проводам. Вот и дома в розетке два контакта.
— На железной дороге тоже два провода — один подвешен сверху, а роль второго выполняют рельсы. Поэтому ток входит на электровоз через токоприёмник с верхнего провода и выходит через колёса в рельсы.
— Значит, к рельсам нельзя прикасаться, потому что может ударить током?
— К рельсам вообще лучше не приближаться, но не из-за тока, а потому что можно попасть под поезд. Поэтому на железной дороге надо быть особенно внимательным и осторожным, обязательно снимать капюшон и наушники, а переходить пути только по специальным переходам, когда нет приближающихся поездов. Нельзя стоять у края платформы — поток воздуха от проходящего поезда может сбить с ног. И уж конечно, нельзя играть на рельсах.
— А такие провода есть на всех железных дорогах? Нет? Как же электровозы без электричества ездят?
— Без электричества они, конечно, не ездят. Там, где нет таких проводов, используют тепловозы с дизельным двигателем — это двигатель внутреннего сгорания. Он работает на специальном топливе, которое получают из нефти. А тепловозы пришли на смену паровозам.
Какие бывают вагоны
— Какой длинный поезд. И вагоны в нём все разные, не то что в нашем поезде.
— Конечно, ведь в пассажирском поезде едут только люди, поэтому вагоны снаружи выглядят одинаково, хотя внутри немного различаются. А грузы бывают разные: жидкие, сыпучие, брёвна, машины — всё не перечислить. И для них нужны разные вагоны. Какие ты видишь?
— Есть высокие вагоны с крышей и без крыши. А ещё круглые, как длинные банки, только без горлышка. Что же в них возят?
— Вагоны с крышей называются крытыми. У них есть двери, через которые можно загружать и выгружать разные ящики и коробки. В них перевозят ценные грузы, чтобы они не попали под дождь и снег.
— А такие же вагоны без крыши как называются?
— Это полувагоны. И они не совсем такие же, как крытые. У них нет не только крыши, но и дверей. Обычно в них перевозят сыпучие грузы, например уголь или руду. Брёвна и доски тоже возят в полувагонах.
Еще больше интересных открытий в книге «Поезда и железные дороги».
Обложка статьи: иллюстрация из книги.