Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
От Одиссея до Гарри Поттера: как привить детям любовь к чтению
10 февраля 2023 1 013 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Ребенок не хочет читать? Елена Кузнецова и Виктория Самсонова в своей книге «От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы» помогают детям полюбить литературу. Они создали веселый путеводитель по книжному миру. Под одной обложкой собраны истории более 300 писателей, поэтов и драматургов. Книга написана с юмором и в ней много забавных иллюстраций.



От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы

Теперь разобраться в жанрах, именах и названиях ребятам будет гораздо проще и веселее. Предлагаем вам несколько интересных фрагментов из новинки.

За что «Илиаде» можно дать «Оскар»

Если бы «Илиада» была фильмом, то Гомер получил бы «Оскар» за лучший сценарий. Он воспевает одно из центральных событий в истории Древней Греции — Троянскую войну. Но не пересказывает все 10 лет, а выбирает самое интересное и описание сражений перемежает полными драматизма сценами выяснения отношений, философскими рассуждениями о дружбе, любви и предательстве.

Не забывает заглядывать и к богам, принимающим в истории самое живое участие. «Оскар» за лучшую операторскую работу тоже ушёл бы «Илиаде» — вслед за общими планами битв «объектив» автора выхватывает сочные, выразительные детали: например, подробнейшее описание доспехов, которые выковал для Ахилла бог кузнечного дела Гефест. «Съёмки» при этом полны натурализма, так что они не для слабонервных — будут и проткнутые стрелами бёдра, и вывалившиеся глаза!

Немудрено, если «Илиада» читается тяжело, если вязнешь в деталях и путаешься в героях. Но не ищи краткое содержание в интернете — заплутаешь ещё больше. Лучше всего изложил поэму Николай Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции». В неё он включил и те эпизоды, которые у Гомера отсутствуют. Например, миф о том, как греки всё-таки завоевали Трою, пойдя на хитрость и подарив противникам огромного коня.

Что нужно знать об античной литературе, чтобы ее полюбить

В ней всё «на максималках». Слабые эмоции тогда никого не интересовали. Страсти похлеще, чем в твоём сериале, и хеппи-энда не будет. Аристотель считал, что страху и состраданию в трагедии не место, потому что настоящий герой никого не боится. Главный конфликт — между чувством и долгом. Так, царь Агамемнон ради победы в войне принёс в жертву собственную дочь, а Орест, чтобы отомстить за преданного отца, убил свою мать. В кино после таких сцен обычно говорят, что ни один актёр при съёмках не пострадал, а трюки лучше не повторять без специальной подготовки.

Она похожа на рок-музыку. Стихи могут показаться странными — так и должно быть. Они написаны другими размерами, у них непривычный ритм, да и рифмы редки — мы будто запинаемся при чтении. Объясняется это просто: древние языки не такие, как наш. В древнегреческом были «долгие» и «короткие» слоги, которых нет в русском. Над тем, как естественно передать эту особенность, переводчики бьются до сих пор. Для античного лирика было честью изобрести собственный ритм, порой более чем изысканный. Точно так же свою манеру исполнения ищут современные рок-группы.

Имена многих героев «Гарри Поттера» позаимствованы из древнегреческого или латыни.

Или на перформанс! Эллины литературу воспринимали ухом. Когда истории начали записывать, их всё равно читали вслух — даже в одиночестве: привычка читать про себя тогда ещё не появилась. Трагедии и комедии громогласно декламировали с орхестры. Попробуй послушать аудиоверсии произведений античной литературы. Если их читают хорошие актёры, получается так же звучно и торжественно, как в древние времена.

Или даже на таблицу умножения. Первый вопрос, который возникает, когда читаешь древнегреческую литературу: что происходит и кто все эти люди? Если представить, что вся европейская культура — это математика, то античная литература в ней — таблица умножения. В современных картинах, фильмах, спектаклях полно отсылок к античным сюжетам. Научишься их замечать и расшифровывать — за умницу сойдёшь.

«Голодные игры» Сьюзен Коллинз родились из мифа о лабиринте Минотавра и истории гладиаторских боёв в Древнем Риме.

И точно намного ближе, чем кажется. И может тебе понравиться, если ты натура темпераментная, увлекающаяся и не терпящая компромиссов. Примерно такими и были люди античности. Так что дай античной литературе шанс 🙂

Романтическая проза. «Охотники за сказками», гадости и ирония

Нежные, восторженные, мечтательные, проникнутые самыми лучшими чувствами — такими представляются произведения эпохи романтизма. Неудивительно, что именно в XIX веке появились «охотники за сказками». В Германии их собирали и записывали Вильгельм и Якоб Гримм.

Их «Детские и семейные сказки» вышли в 1812 году и только при жизни создателей выдержали 7 переизданий! Писатели эпохи романтизма черпали вдохновение и сюжеты из фольклора так же, как классицисты — из античной литературы. А затем авторы создавали свои — литературные — сказки.

Немец Эрнст Теодор Амадей Гофман придумал «Щелкунчика и мышиного короля», а датчанин Ганс Христиан Андерсен — «Дюймовочку», «Гадкого утёнка», «Снежную королеву». Теперь мы забыли авторов многих таких историй, а их сами порой воспринимаем как диснеевские мультики.

Однако далеко не все тексты эпохи романтизма милые и добрые. Есть и остросюжетные, как «Три мушкетёра» Александра Дюма — отца или, наоборот, неторопливые и полные исторических деталей, как «Айвенго» Вальтера Скотта. А о прочих и вовсе с трудом скажешь, что это романтические произведения, поскольку они наполнены отвратительными, гадкими, тошнотворными подробностями или сквозят убийственной иронией.

Детская литература. Или все-таки не детская?

Хорошие детские книги похожи на шкатулку с двойным дном — в них и ребёнок, и взрослый найдут интересные для себя моменты. Читатели помладше наслаждаются занимательным сюжетом и яркими персонажами. Их родители приходят в восторг от зашитых в произведение отсылок к историческим и политическим событиям, языковых игр и даже философских вопросов.

Самый, пожалуй, знаменитый пример такой многослойности — «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Но так было не всегда. В Средневековье детских книг вообще не создавали. Расти ты в ту эпоху, в лучшем случае познакомился бы с Библией и житиями святых. Литература для детей появилась в XVII–XVIII веках, но была перегружена нравоучениями. Лишь в XIX веке она стала такой, как сегодня, — развлекательной, с запоминающимися иллюстрациями и стильным оформлением. Вот 3 произведения, чьё двойное дно стоит прощупать всей семьёй.

«Алиса в Стране Чудес»

На первый взгляд. Девочка бежит вслед за кроликом и проваливается в нору. Долго-долго летит и оказывается в удивительной стране. Там все животные говорят, коты умеют улыбаться, а если съесть или выпить что-нибудь, то можно уменьшиться или сильно подрасти.

А если приглядеться. Говорят, что в «Алисе…» оксфордский профессор математики Чарльз Доджсон зашифровал чуть ли не всю историю Англии. То, что червовая королева потребовала перекрасить белые розы в красный цвет, якобы отсылка к Войне Алой и Белой роз! А во младенце-поросёнке, которого держит в руках безобразная Герцогиня, некоторые узнают Ричарда III: на гербе этого монарха был изображён кабан.

Муми-тролли

На первый взгляд. Сказка о неунывающих маленьких троллях, похожих на больших бегемотов. Их жизнь в долине у моря — сплошное приключение. Муми-тролли находят шляпу Волшебника, спасаются от приближающейся к Земле кометы и пишут пьесу для театральной сцены.

А если приглядеться. Туве Янссон придумала муми-троллей в 1939 году, борясь с депрессией. Финская писательница и художница была подавлена тем, что в Европе начинается Вторая мировая война, а советские войска готовятся напасть на её родину. Янссон захотелось написать что-то светлое — сказку со счастливым концом. Так появилась книга «Маленькие тролли и большое наводнение».

Персонажи Янссон толстеют от рассказа к рассказу. Исследователи установили, что в пятой истории — «Опасное лето» — герои на рисунках в полтора раза упитаннее, чем в первой.

«Хроники Нарнии»

На первый взгляд. Цикл книг о волшебной стране с говорящими животными, куда дети чудесным образом проникают из обычного мира. Одни ради этого залезают в старый платяной шкаф, другие надевают волшебные кольца, третьи проходят через потайную калитку в школе.

А если приглядеться. Писатель Клайв Льюис запрятал в Нарнию «пасхалки» к культуре разных народов и эпох. Тут найдёшь древнегреческих кентавров, фавнов и героев средневековой литературы — драконов, ведьм, леших. Лев Аслан, которого Белая Колдунья заколола на жертвенном столе, символизирует Иисуса. Льюис с помощью этого персонажа хотел показать, каким мог бы быть Христос, если бы родился в фантастическом мире.

По материалам книги «От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы».
Обложка статьи: unsplash.com

Похожие статьи