Откуда берутся дети? Как я попал к тебе в живот? Вопросы полового воспитания однажды возникают в каждой семье, где растет ребенок. Многие дети (да и взрослые тоже) стесняются обсуждать эту тему и даже произносить это слово. Но говорить об этом очень важно и нужно.
Сегодня расскажем, как объяснить ребенку, что такое секс. И поделимся конкретными формулировками и правилами.
Половое воспитание: главные правила
Лидия Пархитько в своей книге «Как говорить с детьми о сексе», которая недавно вышла в МИФе, советует говорить с детьми открыто на темы полового воспитания и подсказывает, что делать, если вам самим неловко, страшно и даже неприятно.
Рассказать вовремя — единственный способ защитить детей от страшного и травмирующего. Поэтому я ставлю большую цель — научиться нам, самим родителям, говорить о сложных вещах без труда и вреда, а потом научить этому своих детей. Пожалуйста, будьте открыты и бережны. Помните: теперь вы — лучший родитель для своих детей, и именно вы защитите их, вовремя рассказав о половом воспитании.
Вот правила, которые мы нашли в нескольких наших книгах. Они помогут выстроить разговор с ребенком.
1. Не обманывайте и не придумывайте выдуманных историй. Не создавайте тайны из темы секса. Постарайтесь преодолеть стеснение и говорить без дискомфорта, иначе у ребенка может сформироваться стыд в отношении этой темы.
2. Если у ребенка возникают вопросы, отвечайте не них на том уровне, который соответствует возрасту ребенка. Не стоит вдаваться в подробности и давать ребенку больше информации, чем ему нужно на данном этапе взросления.
3. Тема секса тесно связана с установкой границ. С дошкольного возраста ребенку нужно объяснять, что такое границы (особенно телесные) и почему слово «нет» — это всегда значит «нет».
Если тебя хочет поцеловать тетя (бабушка), а ты не хочешь, то ты можешь отказаться.
4. Разговоры на интимные темы не должны быть табуированы или маркированы как неправильные, стыдные. Если ребенок хочет что-то узнать или спросить — будьте всегда доступны, открыты, спокойны, доброжелательны. Тогда в любой непонятно или даже опасной ситуации он придет именно к вам и расскажем обо всем, что происходит. Не оставляйте ребенка один на один со своими переживаниями.
Личные границы ребенка
1. Информация о теле должна включать:
- правильные названия всех органов — от глаза до пениса;
- объяснение любых процессов, происходящих в организме, — от дыхания до эрекции;
- формирование ожиданий на будущее — рассказ о том, что будет дальше: станут малы ботинки; в саду придется ходить со всеми в один туалет; в подростковом возрасте наступят поллюции/начнутся месячные.
2. Все, что происходит с телом, не может быть неприличным, потому что естественно.
3. Границы — это условная линия между кем-то и кем-то. Она должна быть четко обозначена, заметна и понятна всем участникам взаимодействия. Чем старше ребенок, тем внимательнее нужно быть к его границам. Грубое нарушение границ — это насилие.
4. Любой ребенок из любой семьи может подвергнуться насилию, в том числе со стороны членов семьи. Но ему нельзя будет помочь, если он не может сообщить о происходящем. Поэтому дети должны знать названия половых органов и основные правила безопасности, чтобы суметь однозначно и прозрачно рассказать об их нарушении.
5. Замалчивание тем полового воспитания может привести к трагедии. А если информацию давать вовремя и правильно, то это снижает риски насилия, раннего и неграмотного начала половой жизни, а также уменьшает количество ранних беременностей и болезней, передающихся половым путем.
Откуда берутся дети: говорим с детьми от 3 до 7
Малыши обычно больше интересуются своим телом и его устройством, нежели темой секса. Отвечайте на все вопросы спокойным, доверительным тоном и соответствующим возрасту способом, чтобы не запутать и не испугать малыша.
Примерно в возрасте 3-5 лет они спросят, как они родились. Раскрыть эту тему деликатно можно с помощью книги «Рождение». В ней вы найдете формулировки, которые помогут рассказать о появление на свет максимально тактично и просто.
На третьем месяце малыш умеет брыкаться и сжимать ручки в кулачок, а на пятом — впервые открывает глаза
Элен Дрювер создавала книгу во время беременности, когда была максимально вовлечена в тему. Поэтому она получилась интерактивной, детальной — и сделана с любовью. Из нее ребенок узнает, как развивается малыш в животе мамы, что такое хромосомы и гены, как появляются близнецы, слышит ли ребенок в животе музыку, зачем делают УЗИ и ЭКО, как выглядит недоношенный малыш и что видит новорожденный.
Что говорить
Авторы книги «О чем думает ребенок?» предлагают конкретный алгоритм для разговора на эту тему.
Помните: если ребенок не получит внятных объяснений от вас, то обязательно включит фантазию и самостоятельно придумает историю, объясняющую то, чего он еще не понимает. Например, что малышей выдают в больнице всем желающим. Так что лучше поговорить.
Часто дети приходят с вопросами к родителям, потому что им уже кто-то что-то рассказал. «Я слышал, как ребята говорили, что папа засовывает свой пенис в маму, чтобы сделать ребенка. Но это не может быть правдой». То, что он услышал, может показаться ему странным или даже отвратительным. И он хочет получить от вас подтверждение, что действительность не может быть такой странной. Помните, что в этом возрасте ребенок в состоянии осмыслить только самые простые объяснения механизма появления человека на свет.
Как реагировать?
1. Спросите, о чем знает ребенок. Уточните, откуда, по его мнению, берутся дети. Как только вы выясните уровень его информированности, вы сможете правильно ответить на его вопросы и разъяснить любые сомнения.
2. Расскажите об основах. Используйте простые слова. Например, скажите: «Папа передает специальное вещество (сперму) маме, у которой внутри яйцеклетка. Когда они встречаются, зарождается ребенок».
3. Остановитесь в нужное время. Если на ваше объяснение ребенок говорит «фу», улыбнитесь и скажите, что взрослые иногда делают это, чтобы почувствовать близость и проявить любовь. Прекратите разговор, если вопросов больше нет. Это означает, что малыш получил достаточно информации и ему нужно время, чтобы ее осмыслить.
4. На будущее… Продолжите разговор. Когда ребенок подрастет, эта тема естественным образом возникнет вновь. Тогда вы сможете уточнить уже рассказанное, объяснив, как прекрасна близость для взрослых, которые любят друг друга.
Скажите, что понимаете, что все это может показаться слишком запутанным, и заверьте малыша, что он все поймет, став постарше.
Откуда берутся дети: говорим со школьниками
С школьниками нужен уже более обстоятельный разговор, поэтому к нему лучше подготовиться с помощью книг. Подойдут детские книги о взрослении, например, «Как взрослеют девочки» и «Как взрослеют мальчики».
Ребенку в возрасте 7 лет уже вполне можно рассказать, как происходит оплодотворение.
С детьми чуть постарше можно уже начать разговор о сексе. Объяснить, что секс нужен не только для того, чтобы зачать ребёнка. Для людей, которые любят друг друга, это способ показать особое отношение и получить удовольствие. Н
Узнав, что происходит во время секса, ребенок может смутиться. Объясните ему, что для взрослых людей, которые заботятся друг о друге, это занятие вполне естественно. Подчеркните, что сейчас он не обязан думать о сексе, если ему это неприятно. А когда он повзрослеет, мысли о сексе станут привычными.
При разговоре стоит называть органы своими именами, даже если вас это смущает, а также рассказать о том, как происходит процесс полового созревания у мальчиков и у девочек.
Разговор можно выстроить примерно, как показано в книгах «Как взрослеют девочки» и «Как взрослеют мальчики».
Во время секса два человека обнимаются, ласкают друг друга, возбуждаются и испытывают сексуальное удовольствие. У мужчины увеличивается пенис, то есть возникает эрекция. У женщины влагалище выделяет естественную смазку. Влагалище, или вагина, — это внутренний канал, вход в который находится у женщины между бёдер.
Во время секса часто происходит половой акт, когда пенис мужчины входит во влагалище женщины. На пике возбуждения происходит эякуляция: во влагалище выбрасывается сперма. Этой жидкости совсем немного — примерно чайная ложка. Зато в ней находятся миллионы сперматозоидов, которые устремляются вглубь тела женщины, чтобы достичь созревшей яйцеклетки.
Если после полового акта один из сперматозоидов сливается с яйцеклеткой, она становится оплодотворенной, перемещается в матку (внутренний орган женщины), прикрепляется к её стенке и начинает делиться, превращаясь в эмбрион, а затем в плод, то есть будущего ребёнка.
Также стоит рассказать о беременности и родах.
Когда ребенок будет близок к периоду пубертата, стоит поговорить и о контрацепции:
Если мужчина и женщина не готовы завести ребёнка, во время полового акта они предохраняются, то есть используют контрацептивы — средства, которые не позволяют сперматозоиду оплодотворить яйцеклетку. Самый надёжный контрацептив — презерватив. Он, как чехол, надевается на пенис.
Пубертат: говорим о сексе с подростком
У подростков всегда много вопросов, связанных с сексом. В этом возрасте можно подробно поговорить о контрацепции, первом сексуальном опыте и его последствиях, а также об эмоциональной составляющей секса.
Ваша задача — говорить искренне и без назидания, ведь важно сохранить доверие, чтобы подросток и в будущем пришел к вам, когда у него появятся вопросы.
В возрасте 12 лет детям уже можно дать для самостоятельного изучения книги на тему полового воспитания, например, «33 важных «почему» или «НЕТ — всегда НЕТ». В этих книгах открыто, на понятном языке обсуждаются вопросы секса, границ и согласия.
Вот так говорят на эту тему с подростками авторы книги «33 важных «почему».
Для большинства взрослых, более или менее счастливых людей секс — это особая форма эмоционального контакта. Это ситуация самого большого доверия, которое только может быть. Это момент, когда партнёр тебя принимает таким, какой ты есть, и ты принимаешь своего партнёра.
Вы слышите, понимаете друг друга и при этом испытываете очень много важных эмоций: чувство тепла, заботы, внимания, радости, безопасности. Вы можете не скрываться, не играть, не пытаться выглядеть лучше, чем вы есть. Вообще, в сексе мы максимально открыты, а открываться — всегда риск.
Советы подросткам
1. Вредно и даже опасно заниматься сексом с человеком, который тебе не очень нравится. «Вроде ничего» — это хорошая оценка, чтобы продолжить общение, вместе сходить в кино. Но это не про секс.
2. Вредно с помощью секса доказывать себе, что ты достоин любви. Полная чушь! Конечно, достоин в любом случае, и секс тут ни при чём. Бывает, к сожалению, такой секс, где вообще нет любви, и это довольно унылая практика. А случается и любовь без секса, которая позволит тебе почувствовать себя королём Вселенной — вот вообще без участия чьих-то половых органов.
3. Сексом не очень классно хвастаться. Это может причинить боль. Интимная сфера потому так и называется, что в неё не принято приглашать каждого встречного, её неприятно обсуждать с третьими лицами. Говорить о том, что у тебя было и чего не было в сексе, можно:
а) со своим партнёром, непосредственным участником событий;
б) с врачом, если он спрашивает;
в) с кем-то, кому ты очень доверяешь, если у тебя возникли проблемы, опасения и какие-то сомнения (причём это обсуждение должно проходить всегда в режиме секретности, чтобы твои откровения не навредили ни тебе, ни партнёру).
4. А вот говорить о своих чувствах и желаниях с партнёром можно. Но я советовала бы начать с открытости и честности в других темах. Можешь ли ты честно сказать, что тебе не нравится что-то, от чего твой партнёр (или партнёрша) в полном восторге? Признаешься ли, что его подарок тебя немного удивил? Если получается быть искренним в таких бытовых вопросах, тогда есть надежда, что и в сексе получится не обманывать и открыто выражать себя.
Чего нельзя делать:
— Использовать другого человека. Есть масса способов получить новые ощущения, например мастурбация. Если тебе плевать на партнёра, лучше не ввязывать его в свои эксперименты.
— Пытаться при помощи секса выяснить, насколько у тебя хорошие отношения с партнёром. Это не тренинг личной эффективности.
— Пытаться при помощи секса улучшить отношения с партнёром. Так можно, наоборот, испортить и секс, и отношения.
— Относиться к сексу как пропуску во взрослую жизнь или какому-то экзамену. Честно, не нужно! Тебе никогда не придётся отчитываться перед кем-либо о том, как и с кем ты спишь или не спишь.
Когда можно заниматься сексом?
Это вопрос точно интересует подростков. И на него можно ответить вот так:
Если говорить с позиции эмоций, ответ будет примерно такой:
1. Когда ты точно понимаешь, что это для тебя безопасно, причём не только для тела, но и для чувств. Если есть риск, что тебе будет некомфортно, жди.
2. Когда ты действительно хочешь секса, а не чего-то ещё (признания, острых ощущений, уважения сверстников и т. д.).
3. Когда ты точно не получишь негативных последствий (это о контрацепции). Об этом ты можешь посмотреть и прочитать море всякого полезного контента. Отнесись к нему серьёзно: секс не должен приносить проблемы, страх и тревогу. А также позволь напомнить, что официальный возраст согласия в России — 16 лет.
По материалам книг «Как говорить с детьми о сексе», «Рождение», «33 важных «почему», «НЕТ — всегда НЕТ», «Как взрослеют девочки», «Как взрослеют мальчики»