Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная проза Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Саморазвитие Психология Творчество Проза Здоровье Книжный клуб У нас в МИФе Вкусно Кругозор Комиксы Современная магия Бизнес-блог Обзоры книг Опыт МИФа Бизнесхак Формула менеджмента Саморазвитие Удаленка Бизнес-кейсы Корпоративная культура Кругозор Папамамам 365 дней вместе Вот так книга! Готовим вместе Для самых маленьких Здоровье Искусство учиться Комиксы Любовь к чтению Нескучалка Прочее Психология Развитие ребенка Творческая мастерская
Психология
Правила развития дошкольников от нейропсихолога
24 января 6 075 просмотров

Анна Гришина, нейропсихолог, ответственный редактор МИФа
Анна Гришина, нейропсихолог, ответственный редактор МИФа

Одни родители стремятся приступить к развивающим занятиям как можно раньше, другие уверены, что главное — мамина любовь, а остальное приложится. Нейропсихолог* Анна Гришина объясняет, на какие правила стоит опираться в заботе о развитии ребенка.

Правило № 1. В соответствии с возрастом ребенка

У каждого возраста — свои возможности. Если ребенок трех лет не может усидеть на месте дольше 15 минут, то семилетка способен не отвлекаться от занятия около получаса. С возрастом высшие психические функции совершенствуются, улучшается мелкая моторика и речь, когнитивные функции, фантазия. Именно поэтому необходимо подбирать занятия по возрасту. Это помогает ребенку не утратить интерес и мотивацию.

*Нейропсихолог — специалист, который помогает мозгу и нервной системе ребенка развиваться правильно.

Задания лучше выстраивать по методу усложнения: сначала делать легкие упражнения, которые можно выполнить за минуту-две. Малышам достаточно заниматься 5-10 минут в день. Ускорять процесс не стоит. Да, малыш может раз или два просидеть и полчаса за увлекательным для него заданием, но на следующий день он почти наверняка откажется от занятий.

Что делать

Подбирайте пособия в соответствии с возрастом ребенка. Не перегружайте малыша. Не гонитесь за ранним развитием, помните, что мозг ребенка еще не готов ко «взрослым» нагрузкам.

Правило № 2. Разностороннее развитие

Маленький человек за довольно непродолжительный дошкольный период должен решить массу сложнейших задач: его развитие происходит по всем направлениям. Поэтому так важно обеспечить ему разнообразные занятия, включающие в себя развитие сенсорно-когнитивной и творческой сфер, речи и навыков общения.

Выбирайте такие пособия, которые развивают малыша комплексно: когнитивные функции, фантазию, мелкую моторику, речь и так далее.

Что делать

Выбирайте комплексные развивающие системы и методики: они удобны как для родителя, так и для самого ребенка, а также повышают скорость усвоения материала.

Правило № 3. Одна система

Здорово, если удастся найти «свою» методику и на ней остановиться. И вам будет проще выстроить занятия с ребенком, и малышу будет понятнее учиться в рамках одной схемы. Это дает стабильность и позволяет не отвлекаться на адаптацию.

Что делать

Не меняйте часто методики и не покупайте все подряд пособия. Перед тем как сделать выбор, почитайте отзывы, посмотрите примеры заданий — это поможет быстрее понять, подходит ли вам и вашему ребенку данная схема развития.

Правило № 4. Речь

Речь — это индикатор развития ребенка, его мыслительной деятельности. Важно как можно больше разговаривать с ребенком, еще важнее — поддерживать его в желании говорить, задавать вопросы и размышлять вслух. Это основа его будущих успехов в обучении и творчестве. Здорово, если в тетрадях прописаны подсказки для родителей: когда и какие вопросы задавать. Это поможет поддержать интерес ребенка к заданию, а также разовьет мышление и речь.

Что делать

В любом возрасте и на любом занятии максимально используйте возможность развивать речь: задавайте вопросы, помогайте ребенку рассуждать и фантазировать вслух.

Правило № 5. Психологический комфорт и мотивация

Всем хочется, чтобы учиться было приятно и все получалось с первого раза. Для дошкольника особенно важно, чтобы занятие приносило удовольствие и радость, так как эмоционально-волевая сфера развита недостаточно для того, чтобы, как взрослому, сказать себе «надо». Подумайте об этом, когда будете выбирать задания для вашего ребенка: с чем будет ассоциироваться у него обучение в дальнейшем? С радостью и гордостью за свои успехи или с чувством беспомощности перед слишком сложным заданием?

Приведу в пример японскую систему развития детей Kumon. Ниже — задание из тетради «Давай вырезать!». На картинке изображена забавная змейка — дети, как правило, любят все, что связано с темой животных. К тому же после завершения работы у ребенка останется игрушка — пружинка, с которой можно играть. Вы можете сами придумывать подобные задания. Например, вырезать фигуры животных и играть с ними.

Что делать

Тщательно выбирайте развивающие занятия. Они должны быть в первую очередь интересными и не слишком сложными — так вы подкрепите интерес к обучению и улучшите самооценку ребенка.

Правило № 6. Творчество

Ведущее полушарие у дошкольника — правое, и это объясняет, почему дети любят фантазировать и слушать сказки. Правое полушарие отвечает за творческое начало, интуицию и память, речь и умение воспринимать информацию «в целом». Это можно с успехом использовать для развития: детям интересно создавать что-то своими руками, рисовать и придумывать истории, новые слова.

Увлекшись, они смогут концентрироваться на задаче дольше, что обязательно положительно скажется на развитии их интеллекта.


Скачайте сборник творческих заданий «Забавные животные»

Что делать

Поддерживайте в ребенке творческое начало и формируйте навыки через творчество. Это полезно в том числе и для того, чтобы развивать внимание и интеллект.

Правило № 7. Игра и общение

Узнавать новое через игру любят все: даже взрослые. Из первых пунктов уже понятно, почему дети отлично развиваются, когда играют. Но есть еще один очень важный фактор: общение. Начиная с двух-трех лет ребенку становится недостаточно общения с родителями.

Умение взаимодействовать с другими детьми помогает закрепить и усовершенствовать все навыки, которые получает ребенок ежедневно, а также формирует его личность.

Что делать

Уделяйте внимание общению ребенка со сверстниками, будь то подвижные игры на улице или развивающие занятия в детском центре. Это позволит ребенку использовать приобретенные навыки и знания и поможет в гармоничном развитии его личности.

Рубрика
Психология
Похожие статьи