Анна Гришина, нейропсихолог, ответственный редактор МИФа
Одни родители стремятся приступить к развивающим занятиям как можно раньше, другие уверены, что главное — мамина любовь, а остальное приложится. Нейропсихолог* Анна Гришина объясняет, на какие правила стоит опираться в заботе о развитии ребенка.
Правило № 1. В соответствии с возрастом ребенка
У каждого возраста — свои возможности. Если ребенок трех лет не может усидеть на месте дольше 15 минут, то семилетка способен не отвлекаться от занятия около получаса. С возрастом высшие психические функции совершенствуются, улучшается мелкая моторика и речь, когнитивные функции, фантазия. Именно поэтому необходимо подбирать занятия по возрасту. Это помогает ребенку не утратить интерес и мотивацию.
*Нейропсихолог — специалист, который помогает мозгу и нервной системе ребенка развиваться правильно.
Задания лучше выстраивать по методу усложнения: сначала делать легкие упражнения, которые можно выполнить за минуту-две. Малышам достаточно заниматься 5-10 минут в день. Ускорять процесс не стоит. Да, малыш может раз или два просидеть и полчаса за увлекательным для него заданием, но на следующий день он почти наверняка откажется от занятий.
Что делать
Подбирайте пособия в соответствии с возрастом ребенка. Не перегружайте малыша. Не гонитесь за ранним развитием, помните, что мозг ребенка еще не готов ко «взрослым» нагрузкам.
Правило № 2. Разностороннее развитие
Маленький человек за довольно непродолжительный дошкольный период должен решить массу сложнейших задач: его развитие происходит по всем направлениям. Поэтому так важно обеспечить ему разнообразные занятия, включающие в себя развитие сенсорно-когнитивной и творческой сфер, речи и навыков общения.
Выбирайте такие пособия, которые развивают малыша комплексно: когнитивные функции, фантазию, мелкую моторику, речь и так далее.
Что делать
Выбирайте комплексные развивающие системы и методики: они удобны как для родителя, так и для самого ребенка, а также повышают скорость усвоения материала.
Правило № 3. Одна система
Здорово, если удастся найти «свою» методику и на ней остановиться. И вам будет проще выстроить занятия с ребенком, и малышу будет понятнее учиться в рамках одной схемы. Это дает стабильность и позволяет не отвлекаться на адаптацию.
Что делать
Не меняйте часто методики и не покупайте все подряд пособия. Перед тем как сделать выбор, почитайте отзывы, посмотрите примеры заданий — это поможет быстрее понять, подходит ли вам и вашему ребенку данная схема развития.
Правило № 4. Речь
Речь — это индикатор развития ребенка, его мыслительной деятельности. Важно как можно больше разговаривать с ребенком, еще важнее — поддерживать его в желании говорить, задавать вопросы и размышлять вслух. Это основа его будущих успехов в обучении и творчестве. Здорово, если в тетрадях прописаны подсказки для родителей: когда и какие вопросы задавать. Это поможет поддержать интерес ребенка к заданию, а также разовьет мышление и речь.
Что делать
В любом возрасте и на любом занятии максимально используйте возможность развивать речь: задавайте вопросы, помогайте ребенку рассуждать и фантазировать вслух.
Правило № 5. Психологический комфорт и мотивация
Всем хочется, чтобы учиться было приятно и все получалось с первого раза. Для дошкольника особенно важно, чтобы занятие приносило удовольствие и радость, так как эмоционально-волевая сфера развита недостаточно для того, чтобы, как взрослому, сказать себе «надо». Подумайте об этом, когда будете выбирать задания для вашего ребенка: с чем будет ассоциироваться у него обучение в дальнейшем? С радостью и гордостью за свои успехи или с чувством беспомощности перед слишком сложным заданием?
Приведу в пример японскую систему развития детей Kumon. Ниже — задание из тетради «Давай вырезать!». На картинке изображена забавная змейка — дети, как правило, любят все, что связано с темой животных. К тому же после завершения работы у ребенка останется игрушка — пружинка, с которой можно играть. Вы можете сами придумывать подобные задания. Например, вырезать фигуры животных и играть с ними.
Что делать
Тщательно выбирайте развивающие занятия. Они должны быть в первую очередь интересными и не слишком сложными — так вы подкрепите интерес к обучению и улучшите самооценку ребенка.
Правило № 6. Творчество
Ведущее полушарие у дошкольника — правое, и это объясняет, почему дети любят фантазировать и слушать сказки. Правое полушарие отвечает за творческое начало, интуицию и память, речь и умение воспринимать информацию «в целом». Это можно с успехом использовать для развития: детям интересно создавать что-то своими руками, рисовать и придумывать истории, новые слова.
Увлекшись, они смогут концентрироваться на задаче дольше, что обязательно положительно скажется на развитии их интеллекта.
Скачайте сборник творческих заданий «Забавные животные»
Что делать
Поддерживайте в ребенке творческое начало и формируйте навыки через творчество. Это полезно в том числе и для того, чтобы развивать внимание и интеллект.
Правило № 7. Игра и общение
Узнавать новое через игру любят все: даже взрослые. Из первых пунктов уже понятно, почему дети отлично развиваются, когда играют. Но есть еще один очень важный фактор: общение. Начиная с двух-трех лет ребенку становится недостаточно общения с родителями.
Умение взаимодействовать с другими детьми помогает закрепить и усовершенствовать все навыки, которые получает ребенок ежедневно, а также формирует его личность.
Что делать
Уделяйте внимание общению ребенка со сверстниками, будь то подвижные игры на улице или развивающие занятия в детском центре. Это позволит ребенку использовать приобретенные навыки и знания и поможет в гармоничном развитии его личности.