В новой книге серии детских энциклопедий Чевостик и Дядя Кузя увидят, как встречали Новый год в древности, и побывают на шумных празднествах в эпоху Петра I. Они посетят вторую всесоюзную ёлку в доме Советов, заглянут на современные торжества по всему миру от Китая до Австралии и познакомятся с зимними волшебниками, приносящими подарки детям: Кыш Бабаем, Шурале, старцем Ямалом Ири и весёлым морозецем Паккайне. А еще узнают, что Новый год празднуют не только зимой, но весной, осенью и… даже летом! Публикуем главу из этой увлекательной энциклопедии.
Старорусский Новый год
— Сразу видно, что сейчас праздник будет: площадь украшена, толпа нарядных, весёлых людей. Только вон тот старичок, кажется, недоволен. Я услышал, как он ворчит: «Где это видано, чтобы год дважды начинался». Старичок что-то перепутал? Такого же не может быть?
— Старичок не перепутал: действительно, в 1699 году приход нового года россияне отметили дважды.
— Как это?
— Дело в том, что сначала славяне считали началом года наступление весны, то есть конец марта.
— Прямо как в Месопотамии!
— Верно подметил. Потом датой наступления нового года стали считать 1 марта. А в 1492 году государь Иван III перенёс дату начала года на 1 сентября… Так, слышишь, бьют часы на Спасской башне? Теперь, Чевочка с хвостиком, смотри во все глаза.
— Я смотрю, дядя Кузя. И вижу высо-о-окого усатого дядю с факелом в руке.
— Это царь Пётр I. Он сам руководит новогодними торжествами. Четыре месяца назад россияне отметили наступление нового года по старому обычаю, 1 сентября. А десять дней назад Пётр подписал указ, в котором велел считать началом нового года 1 января, и приказал украсить в честь праздника улицы Москвы и дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками.
— Ой! Что это?
— Салют из пушек. И фейерверк! И ракеты запускают.
— Ура-а-а-а!
— Чевостик, что-то ты дрожать стал, замёрз, видно.
— Да, меня мороз за нос и щёки кусает. Хорошо, что повсюду костры разожгли, пойдем погреемся.
— У меня другое предложение. Настраиваю времяскок. Ночь с 31 декабря 1799 года на 1 января 1800 года. Село в Псковской губернии.
— Дядя Кузя, да тут не тепло, а жарко.
— Конечно, изба-то не очень большая, а людей много набилось.
— Наверное, хозяева гостей на новогодний праздник пригласили. Девушки песни поют. Но зачем они свои кольца в блюдо с водой побросали, а теперь вылавливают? Неужели такие большие, а в рыболовов играют?
— Нет, Чевочка с хвостиком, это они так гадают: каждая песня означает какое-то предсказание.
— Я в гадания не верю. И мне больше не холодно. Давай лучше на улицу пойдем, оттуда более весёлые песни слышны.
— Раз ты согрелся, почему бы не пойти. Вот только мешочек пустой прихвачу в сенях.
— А зачем тебе мешочек, дядя Кузя?
— Видишь, по улицам села ходят компании парней и девушек?
— Да, и многие в костюмы карнавальные вырядились. Некоторые смешные, а некоторые страшные такие. Мне медведица с медвежатами нравится и коза. Можно мы с ними пойдём?
— Тогда не отставай. Держись поближе к высокому парню, который на шесте звезду несёт. Скоро колядовать начнём.
— Колдовать?
— Нет, колядовать. Ведь сейчас Святки, время от праздника Рождества до праздника Крещения. И не просто Святки, а самая их середина — новогодняя ночь. Все Святки люди веселятся: гадают, ходят в гости, угощают друг друга, наряжаются в разные костюмы. А сегодня, в канун Нового года, ещё и колядуют: обходят дворы и поют специальные поздравительные песни — колядки, желая хозяевам добра и благополучия. Те в ответ одаривают колядующих угощением.
— Так вот для чего мы мешочек прихватили! Жаль, я слов колядки не знаю.
— А ты припев подхватывай:
«Коляда, Коляда!» — да танцуй, как умеешь.
— Ох, сколько же нам еды надавали! И блинов, и колбасы, и пирожков! Жаль, я ещё не проголодался.
— Понравилось колядовать?
— Ещё как! Я только не понял: почему ни в одной избе мы ёлки не видели? Наверное, из-за того, что Пётр I забыл в своём указе приказать всем ёлочки наряжать, да? И долго вот так, без ёлок, обходились?
— Давай-ка, Чевостик, поставим мешочек с угощениями на крыльцо избы, где мы гадания видели, — девушки его найдут, обрадуются, — а сами дальше отправимся. Настраиваю времяскок: 20 декабря 1870 года. Ясная Поляна.
— И совсем мы не на поляну попали, а в какой-то большой дом.
— Ясной Поляной называется имение писателя Льва Николаевича Толстого, это его дом. За столом сидят его дети: Серёжа, Таня, Илья, — их мама Софья Андреевна и гувернантка.
— Дядя Кузя, а что они делают?
— Готовят украшения для…
— Ёлки! Значит, Пётр I всё-таки вспомнил про ёлку? — Нет, этот обычай пришёл в Россию позже из Германии. Сначала там подвешивали маленькие ёлочки к потолку вместе с конфетами и яблочками, позже возник обычай ставить на пол и наряжать большую ёлку. В России первую рождественскую ёлку с подарками устроила в декабре 1817 года жена великого князя Николая Павловича, в будущем императрица Александра Фёдоровна. Она была немецкой принцессой и перенесла в Россию традицию своей родины.
— Правильно, хорошие обычаи надо перенимать. Я тоже хочу украшения делать!
— Тогда садись к столу — и за дело. Хочешь — обмазывай клеем грецкие орехи и оборачивай их в серебряную и золотую фольгу. Хочешь — масте- ри фигурки и корзиночки из картона или делай из бумаги цветы.
— Я хочу куколку одевать, как Таня и Серёжа.
— О, это замечательный обычай семьи Толстых. Софья Андреевна покупала много деревянных куколок-скелетцев, а потом все шили для них одежду и развешивали наряженных куколок на ёлке вместе с орехами, цветами, коробочками с сюрпризами, яблоками, разноцветными свечками и фонариками.
— Дядя Кузя, мы, как настоящие волшебники, превратили скелетцев в королей, ангелов, принцесс и барышень. Смотри, мой на рыцаря похож. Давай и мы с тобой такой обычай заведём. Только зачем детям Толстого такая куча наряженных куколок?
— А этих куколок они не для себя делают, а для деревенских ребят, которые придут на праздник в дом Толстых. И каждый получит подарки с ёлки — и куколку, и яблоки, и орехи.
— А не самодельных ёлочных игрушек — стеклянных шариков, сосулек, бус, фигурок — тогда не было?
— Были, но стоили они очень дорого, не каждому по карману.
— Мне и наши самодельные игрушки нравятся, они не хуже покупных, и делать их интересно.
— Я знаю, как ты любишь мастерить поделки.
По материалам книги «Всё про Новый год».