Психология
«Мама, я боюсь!» Что делать (и чего не делать), если ребенку страшно
2 сентября 375 просмотров
Психология
«Мама, я боюсь!» Что делать (и чего не делать), если ребенку страшно
2 сентября 375 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Что делать и что говорить, когда ребенок столкнулся с чем-то пугающим? Этой теме посвящена новая книга доктора психологии Виктории Шиманской и детского социолога Александры Чканиковой «Мама, я боюсь!». Выбрали из нее советы, которые помогут ребенку в ситуации страха.

Эти правила работают для детей в любом возрасте. Будь то двухлетний малыш, который вдруг испугался лая собаки, или выпускник, который никак не может собраться перед экзаменом по физике.

Как понять, что ребенок испытывает страх

Если вы заметили хотя бы половину из этих признаков, значит, ребенку в данный момент, скорее всего, очень страшно:

  • он часто дышит, у него колотится сердце;
  • он побледнел, сосуды сужены;
  • он в состоянии ступора (как будто перестал дышать);
  • мышцы напряжены;
  • зрачки расширены;
  • все реакции, движения стали более быстрыми, появилась дрожь;
  • ребенок хуже вас слышит, у него наблюдается туннельное зрение (видит только то, что находится прямо перед ним).

После приступа страха дрожь может проявиться сильнее (ребенок уже справился с основным стрессом, но тело еще продолжает реагировать на пережитое), часто появляется жажда, ребенок испытывает общее истощение и слабость.



В партнерстве с ребенком. Бесплатные лекции→

Чего делать не стоит

Итак, вы видите, что ребенку страшно. Он позвал вас. Или просто лежит как каменный под одеялом. Или стоит не в силах отвести взгляд от объекта страха. В этот момент совершенно бессмысленно, хотя и очень хочется:

  1. Допытываться, чего именно ребенок так сильно испугался. Если он будет в состоянии, то, возможно, сам расскажет. Если нет — ваш вопрос только усилит панику.
  2. Говорить «не бойся». Это то же самое, что сказать «не чихай»: как прикажете выполнять эту команду, если тело само чихает?
  3. Стыдить, взывать к моральным идеалам («Как же так?! Разве можно плакать, ты же мальчик / ты же девочка!»).
  4. Угрожать («Я всё расскажу папе. Сейчас уйду!»).
  5. Обещать расправиться с источником страха («Мы эту Бабу-ягу накажем / эту собаку прогоним / этого Слендермена в клетку посадим!»).
  6. Приводить какие-то логические аргументы в пользу того, что страх ребенка не обоснован, неразумен или не оправдан. Какой смысл убеждать ребенка, что призраков не существует, если он только что видел что-то очень похожее?

Как всё-таки помочь?

Когда ребенок занят проживанием страха, он не способен анализировать, обдумывать, размышлять. Все, что он может прямо сейчас, — чувствовать, и ему будет намного легче пройти через эти сложные переживания, если вы окажетесь рядом и установите с ним телесный и эмоциональный контакт.

Телесный контакт

Ребенку, объятому страхом, просто необходимо ощутить себя в своем теле. Но действовать нужно мягко и осторожно.

Эмоциональный контакт

В момент страха ребенок, особенно маленький, может не понимать, что с ним происходит, поэтому имеет смысл назвать его состояние, показать, оно вам знакомо, вы с таким сталкивались и, в общем-то, знаете, что можно сделать:

  • назовите эмоцию, которую испытывает ребенок (Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало.);
  • признайте эту эмоцию (Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально.);
  • покажите, что ребенок не одинок (Я рядом, я с тобой.).

Что дальше

Когда вы увидите, что страх отступил (дыхание стало ровнее, изменился цвет кожи и т. д.), не спешите сразу заводить разговор о его причинах. Лучше закрепить успех и продолжить работу с телом и эмоциями:

  • помогите ребенку принять удобное положение: уютно улечься или, наоборот, пройтись;
  • немного измените внешнюю среду: откройте или закройте окно, убавьте свет, раздвиньте шторы;
  • если ребенок готов с вами поделиться, выслушайте его. Если нет, попробуйте расспросить, что случилось, но не настаивайте.

Приготовьтесь к тому, что в момент сильного страха, несмотря на хороший телесный и эмоциональный контакт с вами, ребенок всё равно не сразу успокоится. Наша задача как родителей — не купировать страх, не остановить истерику, а дать чувствам свободно излиться, чтобы при этом у ребенка не возникло сомнений, что он в безопасности и не совершает ничего предосудительного.

Главное — помните: яркое проживание страха никогда не длится долго. Слезы, дрожь, крики обязательно прекращаются и, как правило, достаточно быстро.

После пережитого ребенку нужен отдых. Он может занять несколько минут или часов. У вас же появится время подумать о том, как действовать дальше: когда вам поговорить о случившемся, о чем спросить, во что поиграть.

Практика

Воспитание детей — занятие творческое. Каждый родитель, общаясь с ребенком, изобретает множество своих рецептов: как уложить спать, как увести с детской площадки, как ускорить процесс одевания, как разбудить, чтобы утро получилось действительно добрым… Попробуйте прямо сейчас начать составлять «книгу» ваших собственных рецептов против страха. Основа у вас уже есть — контакт, телесный и эмоциональный, забота, ваши спокойствие, терпение и устойчивость.

Подумайте и запишите, какие формы контакта с телом помогут вашему ребенку легче пережить страх. Например, можно:

  • размять ему ладошки;
  • погладить по спине;
  • спеть какую-нибудь особенную, «вашу» песню;
  • создать какой-то ритм (можно постукивать пальцем по ноге или спине ребенка).

Продолжите список. Вспомните всё, что вызывает у вас с ребенком приятные ощущения, когда вы вместе возитесь, играете, укладываетесь спать. Соберите такую «телесную копилку», из которой можно будет в сложные моменты достать хороший рецепт.

По материалам книги «Мама, я боюсь!»

Рубрика
Психология

Похожие статьи