Зачем нужен мозг? Как он работает? Почему мы спим, как получаем информацию об окружающем мире и принимаем решения? Эта книга-экскурсия, написанная нейробиологом из Оксфордского университета, поможет детям от 5 лет узнать ответы на главные вопросы о нашем мозге. Выбрали из книги несколько фактов.
Головной мозг и спинной мозг
Мозг очень большой. Чтобы уместиться в череп, его будто скомкали. Но если мозг разгладить, в голову он не поместится. Мозг состоит из двух половинок. Это полушария. Их соединяет мостик — мозолистое тело. Головной мозг соединён с телом длинным канатом. И этот канат — тоже мозг, только спинной. Через спинной мозг телу посылаются разные команды: нога, топни!
Нейроны
Клетки мозга можно разделить на две группы. Самая большая — это нейроны. Нейроны — это почтальоны мозга. Только у писем, которые они отправляют, нет конвертов. Поэтому нейроны не только почтальоны, но и детективы. Они внимательно читают каждое сообщение, чтобы понять, кому оно адресовано.
А потом отправляют его нужному нейрону.
Нейроглия
Клетки из второй группы — это нейроглия. Они окружают каждый нейрон.
Клетки нейроглии помогают нейронам быстрее выполнять их почтальонскую работу. Нейроны дотягиваются друг до друга тонкими хвостиками — отростками. Место соединения нейронов друг с другом называется синапс. Через него от нейрона к нейрону передаётся информация. Нейроны передают послания с помощью нейромедиаторов — молекул особых химических веществ, которые перепрыгивают через синапсы.
Как мозг узнает, что видят глаза
Свет отражается от предметов и попадает в глаз. Сначала он попадает на роговицу и проходит до задней стенки глазного яблока. Задняя стенка глаза покрыта особыми клетками — палочками и колбочками. У них есть суперсила они умеют превращать свет в электричество, то есть в нервные импульсы.
Нервные импульсы
Каждую секунду в мозге возникает миллиард нервных импульсов. Это электрические сигналы, которые идут от органов чувств к мозгу.
Нервные импульсы — это язык, который понимает мозг. То есть он сначала получает сообщение от палочек и колбочек, а потом превращает его в картинку, которую ты видишь.
Сны
Почему мы видим сны и что они означают, до сих пор никто не знает. Ночью нам снится очень много всего — но утром практически ничего мы не помним. Запоминаются только те сны, во время которых ты просыпаешься.
Нейронные связи
Нейронные связи образуются, когда нейроны общаются. И если это происходит часто, то сад густо цветёт. В раннем детстве нейроны общаются очень активно и нейронные связи растут быстро-быстро и сплетаются друг с другом очень плотно. Когда мы учимся чему-то, в саду растут новые нейронные связи. А если какие-то старые связи мы перестаём удобрять, они исчезают.
Обрезаем старые веточки
Когда нужно что-то сделать, мы отправляем по одной из веток нейронной связи сообщение в мозг. Если действие удалось, мозг запомнит, по какой ветке пришло сообщение, — и она продолжит расти. Но если что-то пойдёт не так, мозг обрежет эту веточку и в следующий раз выберет другую.
Лучший путь
Каждый раз, когда хочешь что-то сделать, ты отправляешь сигнал в мозг по сплетённым веточкам нейронных связей. Чтобы хорошо научиться чему-то — чистить зубы, петь, кататься на велосипеде, — нужно помочь сигналу найти лучший путь в мозге.
Как тренируются навыки
Любые навыки тренируются так: обрезаются те веточки нейронных связей, которые не приводят к результату, и укрепляются те, которые помогают выполнить действие лучше. Но иногда телу сложно понять, какую веточку обрезать. Это нормально: чтобы научиться чему-то, нужно сначала совершить много ошибок.
Больше интересного ищите в книге «Твой мозг».