Искусство учиться
Разноцветное солнце и ​​непотопляемые мелочи. Ставим опыты по физике вместе с Чевостиком
21 июня 2022 581 просмотр
Искусство учиться
Разноцветное солнце и ​​непотопляемые мелочи. Ставим опыты по физике вместе с Чевостиком
21 июня 2022 581 просмотр

Мария Курамина
Мария Курамина

Можно ли держать предметы без рук? Как магнит поднимает целый автомобиль? И почему парашют держится в воздухе? Законы физики встречают нас на каждом шагу, и разбираться в них может быть не сложно, а весело! Чевостик и дядя Кузя придумали 20 простых опытов, которые помогут ребенку в игровой форме проверить, как работают самые интересные физические явления. Делимся двумя опытами из книги. Поэкспериментируйте вместе с детьми!

Разноцветное солнце

— Как же я люблю лето! Гуляешь себе под жёлтым солнышком!

— Да, только жаль, что мы не видим его настоящего цвета…

— Жёлтое, говорю же! Вон, на небе, дядя Кузя.

— Вообще-то оно скорее белое. А жёлтым кажется из-за неба.

— Но я же вижу, что оно ярко-жёлтое, как обычно. А белого не вижу. И причём здесь небо? Оно вообще голубое.

— Да уж, история запутанная. А давай сделаем модель неба! И я объясню, почему мы видим его голубым, а солнце — жёлтым.


Весёлые опыты по физике

Вам понадобятся:

  • прозрачный стакан;
  • молоко;
  • фонарик (тот, что в смартфоне, отлично подойдёт. Только удостоверься, что он светит белым, а не жёлтым).

Порядок выполнения

  1. Капни несколько капель молока на дно стакана.
  2. Наполни стакан водой, чтобы получился мутноватый раствор. Обрати внимание на его цвет.
  3. Посвети фонариком на стакан сверху. Смотри на раствор, глядя со стороны. Обрати внимание на его цвет!
  4. А теперь посмотри на фонарик через раствор. Каким светом он светит?
  5. Направь фонарик на стакан снизу. Сверху посмотри, какого цвета раствор и какого цвета луч фонарика.

Результат

Свет фонарика, направленный сверху, сделает раствор более жёлтым. Если светить на стакан сбоку, раствор приобретёт синий оттенок. А если светить на дно и смотреть сверху — свет начнёт казаться оранжевым, как и сам раствор.

Выводы

— Раствор почти белый, и фонарик светит белым. Откуда же берутся синий, жёлтый и оранжевый?

— Из белого и берутся. Он состоит сразу из всех цветов спектра, начиная с фиолетового и заканчивая красным. Также у каждого цвета свои свойства!

— А какие у цветов могут быть свойства?

— Например, разные цвета по-разному рассеиваются в воздухе. Те, что близко к фиолетовому и синему, рассеиваются хорошо. А те, что близко к жёлтому и оранжевому, — намного хуже. Можно сказать, что синий и близкие к нему цвета весьма неуклюжие, легко спотыкаются о пылинки или молекулы воздуха и разбегаются в стороны. А близкие к оранжевому наоборот, очень целеустремлённые, и сбить их с пути гораздо сложнее.

— Но как это связано с экспериментом?

— Напрямую! Солнце светит белым, то есть суммой всех цветов. Близкие к оранжевому цвета рассеиваются плохо и лучше достигают Земли, чем те, что ближе к синему. Поэтому нам и кажется, что Солнце жёлтое или оранжевое. Чем больший путь свету надо пройти через воздух, тем больше синего цвета рассеется в стороны. И тем более оранжевым он будет. Но важно не только расстояние, которое проходит свет, но и угол, под которым мы его видим.

Глядя сбоку на луч фонарика в растворе, мы видим то, что в этом растворе из луча рассеялось, — синий. А глядя прямо на источник света, видим, наоборот, более жёлтый. Потому что изначально белый свет потерял много синего в пути, а жёлтая часть осталась.

— Получается, наш раствор — это и есть модель неба?

— Именно! Только в воздухе, в отличие от раствора, свет рассеивается не частицами молока, а пылинками и молекулами воздуха.

Непотопляемые мелочи

— Дядя Кузя, а там на озере какие-то здоровые комары бегают по воде!

— Да это же не комары, а водомерки.

— Хорошо, что не комары, но почему они не тонут?

— У них есть один секрет, который позволяет держаться на воде. Давай проведём опыт, а потом я объясню, как это работает.

Вам понадобятся:

  • канцелярская скрепка;
  • стакан воды;
  • салфетка;

Порядок выполнения

  1. Оторви от салфетки небольшой кусочек — 3×3 см будет достаточно.
  2. Налей в стакан воды и опусти на неё салфетку.
  3. Очень аккуратно, не касаясь салфетки, положи на неё скрепку.
  4. Подожди, пока салфетка полностью пропитается водой и утонет. Если она не тонет сама, аккуратно притапливай её края вилкой, палочкой или спичкой. Пока она не пойдёт на дно.

Результат

Если всё делать аккуратно, салфетка утонет, а скрепка останется плавать на воде. Если с первого раза не получилось, попробуй ещё.

Выводы

— Водомерки так же на воде держались! Скрепки будто немного продавливают воду, но не тонут!

— Потому что скрепка, в отличие от салфетки, из металла и водой не смачивается, то есть не намокает. Из-за этого, чтобы утонуть, ей нужно прорвать поверхность воды, но не хватает веса.

— Но если я эту скрепку положу на воду сразу, без салфетки, она тут же утонет. Значит, дело всё-таки в салфетке?

— А вот и нет. Просто скрепку на воду положить идеально ровно практически невозможно: ты всегда немножко бросаешь её, хоть и с очень малой высоты. И скорости падения достаточно, чтобы скрепка прорвала поверхность воды и утонула.

— Я понял! Салфетка просто помогает положить скрепку идеально ровно! Но… у водомерок салфеток нет, как же они не тонут?

— Они заходят в воду очень аккуратно и постоянно смазывают свои лапки жиром, отталкивающим воду. Это и есть их секрет. Если одна или несколько лапок всё-таки погрузятся в воду, водомерке придётся срочно вылезать на берег, чтобы высушить и снова смазать лапки.

— Оказывается, быть водомеркой не так просто…

По материалам книги «Весёлые опыты по физике»

Похожие статьи