Когда заходит разговор о развитии финансовой грамотности, у нас, родителей, возникает много вопросов: давать ли карманные деньги? платить ли за оценки и домашние дела? в каком возрасте можно отправлять ребенка в магазин одного?
На первом вебинаре курса «Детям о деньгах» специалист по финансовой грамотности Анна Деньгина рассказала, какие навыки важно развивать, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами.
1. Покупки по списку
Этот навык актуален и во взрослом мире. Мы начинаем развивать его с 2 лет. Процесс у каждого протекает по-разному. Например, если ребенок в 2 года не играл в «Магазин» — не страшно — в более позднем возрасте он просто быстрее пройдет эту шкалу и перейдет к следующей.
Порядок действий все равно будет примерно такой: попробовал, поиграл, попробовал с кем-то, потом — самостоятельно, получил ответственное задание и понимание, что мы можем дать ему обратную связь.
В Монтессори школах существует такая практика: у детей 6-12 лет есть обязанность покупать продукты в магазине. Ребенок должен проанализировать, чего нет в классе, написать список, посмотреть, хватит ли на карте денег, или расплатиться за товары наличными и взять сдачу, забрать чек, принести в класс и внести его в таблицу. Такой большой пласт действий дети могут совершать на уровне рутины.
Когда мы ребенку все объяснили, и он один раз попробовал это сделать самостоятельно, мы не всегда можем оценить: разобрался ли он, принял ли концепцию. А если он изо дня в день проживает такие ситуации, и у него появляются темы для обсуждения, — мы понимаем, что навык освоен.
2. Первые деньги в копилке
Детям обязательно нужно научиться пользоваться наличными деньгами, почувствовать физический обмен: товар—деньги—товар.
Мы живем в цифровом мире, у всех есть банковские карты, но ребенку важно понять, как все начиналось.
3. Регулярные карманные деньги
Карманные деньги — важный инструмент финансовой практики. Мы даем их ребенку по умолчанию, не за работу или достижения. Это «доход» ребенка, который мы выделяем, чтобы он тренировался тратить деньги.
Если ваш ребенок уже умеет считать и готов распоряжаться деньгами, можно применять этот инструмент, смотреть, как он будет работать, получать обратную связь, обсуждать ошибки и регулировать процесс.
Как и у взрослого, у ребенка есть несколько источников дохода. Карманные деньги — лишь часть личного бюджета. Есть еще подарки, подработка, деньги, которые он нашел, сдача, проценты по банковскому депозиту.
И нужно показывать, что это хорошо, — концепция множественности дохода позволяет чувствовать себя гораздо свободнее и меньше реагировать на внешние риски и события, которые происходят в экономике.
Ребенку важно пройти этап карманных денег: если их не будет хватать, он станет придумывать способы, где их можно заработать. И лучше этот процесс обеспечить в безопасной родительской среде.
4. Бережное отношение к вещам
Бережное отношение к вещам — это основа экономии. Здесь мы говорим о том, что каждая вещь имеет свою ценность, потому что в нее вложены природные ресурсы и много труда. Поэтому важно бережно и с уважением относиться к тому, что сделано другими людьми, и стараться делать разумные покупки, а не тратить деньги на все подряд.
С 3-4 лет у детей начинается сенситивный период порядка — они любят, чтобы все было понятно и по расписанию. Это про бережное отношение к вещам в том числе: складывать одежду, расставлять посуду, аккуратно складывать игрушки и так далее.
5. Личный бюджет ребенка
Личный бюджет у ребенка, как у члена домохозяйства, возникает рано, и мы можем в соответствии с возрастом в эту историю заходить.
Чем старше становится ребенок, тем больше расходов мы можем ему делегировать, включая их в карманные деньги: он может сам покупать одежду, зубную щетку, платить за дополнительные занятия. Так ребенок осознает: все, что у него есть, не возникает из ниоткуда, и на занятия он ходит не просто так — это часть бюджета, мы платим за это деньги.
О других навыках и актуальных вопросах финансового воспитания мы расскажем на курсе «Детям о деньгах». Вас ждут 3 онлайн-встречи, подарки от экспертов и разбор самых животрепещущих тем.
По материалам курса «Детям о деньгах»
Обложка: unsplash