Игра — самый эффективный метод обучения детей. Она настолько важна для развития здорового ребенка, что право на нее признано ООН. Но сегодня игра перестала быть основным видом деятельности в детском возрасте, поскольку все больше времени отнимают школьные задания, внеклассные занятия и гаджеты. Во многих школах даже перемены упразднены.
Детский психолог Мэдлин Левин убедительно доказывает в своей книге «Самое ценное», почему еще обычная игра так важна, гораздо важнее дополнительных занятий, кружков и секций.
Догонялки, или способ самоопределения
Представьте себе: двое семилетних мальчиков играют в догонялки на детской площадке. На первый взгляд, это просто хороший способ потратить энергию и калории — уже одного этого достаточно, чтобы рекомендовать такое времяпрепровождение. Но помимо прочего, это очень сложное социальное взаимодействие.
Чтобы игра продолжалась, оба мальчика должны быть готовы к роли и преследователя, и преследуемого. Другими словами, они оба должны быть готовы сотрудничать.
Догонялки — взаимный вид деятельности, который заканчивается в тот момент, когда один из мальчиков перестает отвечать взаимностью. Способность к такой игре — залог успешного обучения, умения сопереживать и сотрудничать. Это лишь одна из множества функций игры, помогающих детям определить, кто они такие.
Мы хотим играть!
За последние двадцать лет дети потеряли почти два часа игр в день, по большей части неструктурированных. А ведь именно неструктурированная игра позволяет детям проявлять любознательность, творчество, спонтанность и сотрудничество.
В неструктурированной игре детям приходится договариваться, улаживать разногласия, они вынуждены сотрудничать, устанавливать правила и, самое главное, учиться играть по ним.
Неструктурированная игра должна присутствовать в жизни каждого ребенка ежедневно, она закладывает основы социальной компетентности — умения вести себя в обществе других людей.
Именно неструктурированная игра стимулирует воображение и именно воображение является основой творчества и в конечном счете инноваций. Как раз эти навыки, скорее всего, будут востребованы в глобальной экономике XXI века.
Полезное время за гаджетом
Мы слабо сопротивляемся чрезмерной увлеченности детей невероятным многообразием современных девайсов. Большинство из нас довольствуется ограничением экранного времени, особенно времени просмотра телевизора, но гораздо реже сокращает «продуктивное» время, проводимое за компьютером.
Родители боятся, что их дети не смогут идти в ногу с другими цифровыми гениями, и считают, что недостаточное использование компьютера замедляет развитие. Конечно, есть разница между игрой в Angry Birds и монтажом семейного видео. Но и то и другое крадет время для игры.
Ни одна развивающая игрушка на свете не сравнится с прогулками вдоль ручья и экспедициями в заброшенные развалины.
Ограничьте время просиживания детей перед экраном. В начальной школе оно должно составлять не более двух часов в день.
Родители перестали играть сами
Мы сами забыли, что значит играть. Как же мы будем думать об игре как о необходимой составляющей полноценной жизни детей, если она отсутствует в нашей собственной? Большинство из нас слишком спешат и слишком перегружены, делают кучу дел одновременно и не могут выкроить «время для игр».
Специалисты рекомендуют два часа неструктурированной игры на каждый час структурированной. Пока ваш ребенок играет, отведите половину этого времени на собственную игру: сделайте что-нибудь своими руками, почитайте хороший роман (или плохой), полистайте каталоги, посидите в сквере, потанцуйте.
Займитесь тем, что вызовет улыбку на вашем лице. Источник
Если сама идея игры смущает вас как взрослого, вспомните собственное детство и то, чем вы тогда занимались и что приносило вам удовольствие. Попробуйте снова. Как и во всем остальном, что касается поведения детей, нет ничего лучше, чем хороший пример для подражания.
Если вы цените игру, ваш ребенок тоже будет ее ценить.
Как увеличить время на свободные игры
Пусть ребенок играет на свежем воздухе. Вводите свободу постепенно. Если вы живете в безопасном районе, ребенок должен играть на улице (без вашего присутствия) примерно с девяти лет — если он демонстрирует достаточную способность отвечать за себя.
Если он приходит домой, когда вы его позвали, выполняет инструкции и правильно переходит улицу, он, скорее всего, вполне способен ориентироваться в окрестностях.
Держитесь подальше от развивающих игрушек. Они таковыми не являются.
Не перегружайте ребенка занятиями. Понятно, что внеклассные занятия — хороший способ обогатить опыт и знания ребенка и обеспечить ему присмотр после школы, особенно когда оба родителя работают. Но профессор и известный детский психолог Дэвид Элкинд, столп науки о здоровом развитии ребенка, говорит, что у детей до 12 лет должно быть максимум три внеклассных занятия: одно социальное, одно физическое (спортивная секция или танцы) и одно художественное (музыка, рисование).
Перегруженные занятиями дети часто демонстрируют признаки стресса, особенно физические — например, боли в животе и головные боли.
При наличии подобных симптомов посмотрите на расписание и вместе с ребенком сократите его до минимума. Один из способов — попросите ребенка оценить важность каждого занятия. Возможно, вы обнаружите, что футбольная секция, куда, как вы думали, он любит ходить, для него далеко не на первом месте. Две верхние строчки оставьте, а остальные занятия приостановите.
По материалам книги «Самое ценное».
Обложка статьи: pexels.com