Бывает, что в стремлении максимально развивать ребенка мама забывает о себе. Кружки, секции, дополнительные занятия, творчество — за всем этим сложно найти время на отдых. Как не потерять баланс в занятиях? Как быть не только активной, но и счастливой мамой? И как в этом может помочь японская методика KUMON? Этому был посвящен прямой эфир с Марией Богдановой, психологом и мамой четырех детей. Выбрали самые интересные его отрывки.
Начинать с себя
Главный вывод, который я сделала за свой 15-летний опыт материнства заключается в следующем: мама всегда должна быть в ресурсе. Если она не заряжена положительными эмоциями, то может только навредить всем вокруг: она начнет срываться, кричать, а потом обвинять саму себя — и ничего хорошего из этого не выйдет. Вот почему начинать все нужно с главного человека в своей жизни — себя самого.
Если делать все не с позиции «я должна», а с позиции «я хочу», ваша жизнь моментально изменится. Но проблема в том, что все мы мамы, хозяйки дома, жены — и у нас есть множество «я должна». Что делать в этом случае? Постоянно восполнять ресурс. Потратили энергию на нелюбимое дело — например, мытье посуды — тут же пошли и сделали маску или выпили кофе. Так ваш внутренний сосуд всегда будет в балансе.
Не ошибки, а опыт
Меня часто называют «мама-позитив». Я действительно считаю, что любую ситуацию можно повернуть в позитивное русло, найти в ней что-то хорошее для себя. Когда вы научитесь воспринимать то, что происходит с вами, не как ошибку, а как опыт, то перестанете сливать ресурс в обвинения себя.
Просто примите, что все в мире происходит лучшим для вас образом. Когда вы впустите в себя эту мысль, вам станет в разы легче жить. Вы перестанете тратить энергию на размышления из серии «А что будет?», «А может надо было сделать по-другому?». Не нужно сомневаться! Решили — сделали. Приобрели опыт.
Интересы ребенка
Мы любим все продумывать за детей. Но давайте спросим у них, что им интересно? Особенно если это дети подросткового возраста. Вы, может быть, думаете, что ребенку архиважно ходить в музыкальную школу, а он хочет рисовать или танцевать. Малышам тоже давайте в первую очередь то, что им интересно. Но не забывайте показать, что есть и что-то другое.
В выборе секций и хобби ориентируйтесь прежде всего на интересы ребенка. Источник
Я считаю, нет ничего страшного в том, чтобы пойти в сентябре в несколько кружков, а потом часть из них бросить. Это опять же опыт. Бывает, ребенок походил год на тхэквондо, ему стало неинтересно, но родители заставляют проявить силу воли, дойти до конца. Поймите: если ребенку не нравится какое-то занятие, то пользы оно не принесет.
Как организовать занятия
Очень важно расписание — в первую очередь для вас самих. Мы еще в августе составляем расписание всех кружков и секций, распечатываем его в нескольких экземплярах: для детей, родителей, бабушек — и вешаем на видное место. Когда есть план, вы не тратите ресурс на запоминание всего.
Если говорить про занятия дома, то, пожалуйста, организуйте их только тогда, когда вы в ресурсном состоянии. Если мама садится с ребенком за парту, а у самой глаза слипаются — поверьте, ребенку не захочется заниматься, он начнет сопротивляться. А вы расстроитесь — ведь вы так старались, составляя план занятий.
Важно привязать занятия к определенному времени. Если ребенок не ходит в садик, понаблюдайте за ним, выделите самое эффективное и ресурсное время. Обычно это утро, после завтрака и перед прогулкой.
Что делать, если ребенок не хочет
Если у ребенка закрепилось негативное отношение к занятиям, лучше вообще на какое-то время забыть о них. Нам всегда кажется, что развивашка — это что-то сложное. На самом деле лучшая развивашка в жизни ребенка — это мама, которая дает ему приобрести свой опыт. Не бойтесь привлекать детей к делам по дому, к готовке.
Бытовые дела — в том числе помощь в приготовлении еды — не только сближают семью, но и способствуют развитию ребенка. Источник
А через какое-то время вернитесь к занятиям снова. Если учитесь по тетрадям KUMON, начните с одной странички. Не хочет делать — пусть не делает. Сядьте сами и с энтузиазмом пройдите эту же страничку. Рано или поздно ребенок тоже включится. Но даже если нет, расслабьтесь — ничего страшного не случится, если один раз вам не удастся позаниматься.
И еще один важный момент: заканчивайте занятие на позитивной ноте. Например, мой сын обожает вырезать и не любит раскрашивать. Сначала я всегда даю ему то, что посложнее, а за это обещаю перейти к самому любимому. Но и с любимым важно не перестараться: забирайте тетрадь раньше, чем ребенок устанет. Можно сказать что-то вроде «Я вижу, как ты хочешь еще, но давай оставим на завтра». Пусть он ждет этого завтра.
О перфекционизме
Невозможно быть мамой без доли пофигизма. Когда мы пытаемся во всем контролировать у ребенка, то делаем только хуже, потому что не даем ему получить свой опыт.
Это нормально, если в два года у ребенка не получается идеально закрасить помидор. Никогда не нужно поправлять его работу — неважно, клеит ребенок, рисует или вырезает! Если рука тянется это сделать — купите себе такую же тетрадь KUMON и занимайтесь вместе, пусть в вашей все будет идеально.
«Смотри, как ровно ты приклеил все в прошлый раз. А сегодня немного не довел до конца — но я уверена, в следующий раз сделаешь как нужно!» — старайтесь все выводить в позитив.
Про волевую сферу
Безусловно, важно учить ребенка доводить любое дело до конца, не бросать задание на половине. Но тут есть крайность — когда мы заставляем его пересилить себя словами вроде «ты должен». В таком случае лучше придумать дополнительную мотивацию, чтобы ребенок начал действовать из позиции «я хочу». Придумайте повод: скажите, что бабушка ждет его поделку, или что вам нужно пополнить семейную выставку работ. Кстати, выставка работ ребенка должна быть в вашем доме обязательно! Организовать ее можно в любом виде, но важно, чтобы у детей был перед глазами результат их труда.
Когда ребенок всеми силами сопротивляется занятию, не настаивайте. Источник
Если совсем «не идет», попробуйте разнообразить занятие. Нарисовали зайчиков — встали со стула и попрыгали как зайчики. А потом снова сели и посчитали их. Бывает, я даю своему младшему сыну карандаш и прошу закрасить фрагмент — ему не нравится. Тогда я предлагаю заклеить все пластилином. Получается, мы в любом случае довели дело до конца — пусть и другим способом.
Фото на обложке отсюда