В разных семьях разный подход к наказаниям. Сложно сказать, что здесь правильно, а что нет. Но вот на какой эффект обращает внимание автор книги «Чуткие дети»: шлепки, крик, лишения мешают развитию эмпатии. Давайте узнаем, почему так происходит и что при этом чувствует ребенок.
Шлепки
Исследователи Университета Тулейн наблюдали 2500 детей и отметили: те, кого чаще шлепали в три года, к пяти годам становились агрессивнее. Безусловно, есть и другие факторы (например, кто именно и как наказывает), но трудно спорить с данными исследования: за 60 лет подтверждена связь между шлепками и агрессией, асоциальным поведением, психическими проблемами, задержкой морального развития и сниженной эмпатией.
Крик
Когда раздражение накапливается, многие родители срываются на крик. Повышение голоса неприятно само по себе, но кроме того, слова могут причинить реальную боль. Результаты сканирования мозга подтверждают, что «словесные шлепки» с желанием пристыдить, отчитать или высмеять наносят вред нейронным связям ребенка. Повышение голоса имеет три негативных последствия.
1. Крики портят отношения между родителями и ребенком. Семена эмпатии прорастают из наших отношений с детьми. Согласно исследованиям, у эмпатичных людей более близкие и теплые отношения с родителями.
2. Стыд переносится болезненнее и менее эффективен для развития эмпатии, чем чувство вины или неловкости. Он принижает ребенка, вселяет в него ощущение собственной ничтожности, вызывает стресс и преувеличивает значимость сторонней оценки («Мама думает, что я плохой»). Исследования показывают, что наказания, связанные со стыдом, снижают вероятность появления у детей сочувствия к тем, с кем они поступили плохо.
3. Крик — отрицательный пример поведения. Здесь все однозначно. Результаты исследований подтверждают: эмпатичные дети берут пример с родителей, глядя, как те ведут себя в кругу семьи и с другими людьми. Такие родители превыше всего ставят доброту и того же ожидают от детей.
Лишение
Наказание заключается в изоляции и запрете игр. «Не один десяток лет результаты исследований привязанности демонстрируют, что во время дистресса мы особенно нуждаемся в присутствии и утешении любящих людей», — утверждает Дэниел Сигел из Школы медицины Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Но когда дети теряют контроль над эмоциями, родители обычно запирают их в комнате, чтобы те подумали над своим поведением.
Эксперты беспокоятся, что лишение не помогает детям учиться хорошо себя вести и анализировать свои поступки. Более того, судя по данным сканирования мозга, муки отверженности и изоляции воспринимаются детьми почти так же, как физическая боль и насилие.
Награда
«Будешь хорошо себя вести — получишь приз!», «Еще одна хорошая оценка — и ты заслужишь игрушку!». Многие родители соблазняют детей «быть паиньками» за игрушки, конфеты или деньги. Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой», цитирует данные более 17 исследований и доказывает, что такой метод иногда дает обратный результат, особенно в отношении эмпатии, потому что для детей поводом быть добрыми становится только награда. Более того, они реже «действуют просоциально в отсутствие внешнего вознаграждения». У них нет стимула проявлять доброту, и шанс поставить себя на место другого оказывается упущен.
Теперь вы знаете, что шлепки и крики не ведут ни к чему хорошему. Но как выстраивать границы в воспитании ребенка? Подсказки ищите в этой статье.
По материалам книги «Чуткие дети»
Обложка поста — freepik.com