Искусство учиться
Логопед рекомендует: три игры с наклейками для развития речи
28 февраля 1 795 просмотров
Искусство учиться
Логопед рекомендует: три игры с наклейками для развития речи
28 февраля 1 795 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Дети обожают наклейки. И мы, родители, тоже. Часто выбираем стикербуки, скорее, для развлечения или самостоятельных игр малыша. И не относимся к ним серьезно, как к другим развивающим пособиям. Хотя на самом деле альбом с наклейками может стать отличным помощником в развитии речи ребенка.

Вместе с логопедом Еленой Молчановой сделали обзор-инструкцию по работе с наклейками. Рекомендации можно применять на занятиях с любыми стикербуками, но для наглядности разберем варианты игр на примере новинки «Kumon. Учим слова и играем. Мой дом».

Чем полезны альбомы с наклейками

Задача взрослого, который находится рядом с ребенком — постоянно давать малышу чуть больше, чем он уже знает и умеет. В стикербуке можно не только клеить наклейки. Предложите малышу назвать предметы на картинке, проговорить слова вслух или обсудить сюжет. Так вы поможете ему выучить новые слова, постепенно запомнить названия окружающих вещей и установить связь между словом и предметом.

Слова на каждой странице или развороте чаще всего объединены одной темой. Это позволяет родителям найти повод для беседы, а ребенку — лучше усвоить материал.

Что на картинке?

Очень важно в процессе выполнения заданий приводить примеры и понятные ситуации из жизни. С малышами, которые только учатся говорить, можно произносить названия предметов вслух и просить повторить их — это поможет расширить словарный запас.

Постарайтесь строить занятие в формате диалога:

— Кто это?

— Мальчик.

— Что он делает?

— Купается.

Такие вопросы помогут определить, понятен ли ребенку сюжет и место действия. Если видите, что малышу все понятно, можно продолжать.

— Купается. Хорошо. А что это у него такое в ванне?

— Пена.

— А что еще есть? Посмотри.

Например, ребенок отвечает: «Душ». Чтобы закрепить материал, спросите еще раз: «А мальчик где купается?». И продолжайте:

— Что еще здесь есть?

— Полотенце.

— Что еще?

— Коврик.

— А из душа что льется?

— Вода.

— А какая игрушка у ребенка?

— Уточка.

Дети внимательные. Они сразу замечают, что на картинке чего-то не хватает. Когда дойдете до предметов, которые нужно наклеить, предложите малышу поразмышлять, что это может быть?

Найди предмет

В тетради Kumon внизу вынесены отдельные предметы. Их можно находить на большой картинке.

— Это что?

— Полотенце.

— А где оно на картинке?

Если ребенок уже произносит слова из одного-двух слогов, можно поработать над развитием речи и построением фраз. Он может не просто односложно отвечать на ваши вопросы, но и пытаться составлять предложения. Например, произносить: «Вот полотенце».

Смотрим дальше.

— Какой следующий предмет?

— Мыло.

Но на большой картинке нет мыла. Здесь можно уделить немного внимания грамматике и сделать акцент на форме слова. Нет чего? МылА. Помните, мы всегда развиваем речь чуть больше того, что ребенок уже умеет делать.

— Интересно, мыла нет. Давай найдем и наклеим мыло.

Во всех альбомах с наклейками есть вкладыши. Достаточно вынуть листик и дать его ребенку. Когда он найдет наклейку, можно еще раз проговорить:

— Где мыло?

— Вот мыло.

Так мы закрепляем умение, которое формировали на занятии: отклеили от листа — приклеили на картинку — побеседовали.

Сравни картинки

В стикербуке KUMON есть картинка с результатом, который должен получиться. Предложите ребенку сравнить готовую картину с тем, что вышло у него. Такая же она или чем-то отличается? Обычно мы идем слева направо, сверху вниз.

— Холодильник есть?

— Есть.

— Микроволновка?

— Есть.

— Духовка?

— Вот она.

— Чайник?

— Тоже есть.

Это задание формирует очень полезный для будущего школьника навык — самопроверки. Когда ребенок пойдет в школу, ему нужно будет уметь проверить себя: правильно ли он списал текст, все ли задания выполнил? То есть ребенок будет соотносить то, что у него получилось с заданием. Очень часто именно с контрольным списыванием дети испытывают затруднения.

Что еще?

Если ребенок наклеил все наклейки и произнес все названия, можно усложнить задание — например, добавить глаголы. Спросить, что и зачем делает тот, кто изображен на картинке. Или придумать сценку и разыграть ее по ролям так, будто вы герои сюжета.

Как видите, вариантов занятий со стикербуками много. Не бойтесь придумывать новые или поддерживать игры, которые придумывает малыш. Это будет полезно и очень весело. Тем более, для полноценного развития достаточно всего 20 минут в день.

По материалам стикербука «Kumon. Учим слова и играем. Мой дом».

Похожие статьи