Попробуйте прямо сегодня вместе с ребенком.
Стратегии самоконтроля
Чуткие дети
Одни дети во время стресса активны, а другие цепенеют. Стратегии самоконтроля пригодятся всем. Как только ребенок научился распознавать первые признаки беспокойства, покажите ему, как их нейтрализовать.
Воображаемое спокойное место. Оно может быть любым: пляж, кровать, дедушкин двор, дом на дереве. Пусть ребенок закроет глаза и медленно дышит, представляя, что находится там.
Диалог с самим собой. В стрессовых ситуациях ребенок может поддержать позитивный настрой, говоря себе: «Остановись и успокойся», «Возьми себя в руки», «Я справлюсь». Придумайте фразы. Пусть ребенок выберет те, что ему нравятся, и репетируйте с ним, пока они не войдут в привычку.
«1 + 3 + 10». Почувствовав напряжение, надо сказать: «Остановись и успокойся» — это 1. Затем три глубоких вдоха диафрагмой — это 3. Потом медленный счет до десяти, выдыхая с каждым новым числом. Это 10. Вместе = 1 + 3 + 10.
Глубокое дыхание
Обычно дети делают короткие вдохи, поэтому им трудно успокоиться. Научите их дышать глубоко. Вот методики, которые способствуют расслаблению.
Совместное дыхание. Сядьте спиной друг к другу, сцепите руки в локтях и дышите синхронно. Ребенок чувствует ваш темп и адаптируется к нему, вы тоже подстраиваетесь.
Дыхание с игрушкой. Ребенок ложится на спину, кладет на живот маленький камешек или игрушку и следит, как они поднимаются и опускаются с каждым вдохом и выдохом.
Свечи и цветы. Скажите ребенку: «Представь, что вдыхаешь аромат цветка, а потом медленно задуваешь свечку на торте». Это помогает визуализировать вдох и выдох.
Ватные шарики. Сядьте лицом к лицу и разверните руки ладонями вверх, касаясь друг друга кончиками пальцев. Положите на ладонь ватный шарик и дуйте, перекатывая его с одной ладони на другую так, чтобы он не упал.
Мыльные пузыри. Надувайте с ребенком настоящие мыльные пузыри, а потом воображаемые, «выдувая все тревоги».
«Банка спокойствия»
Вид сосуда с блестками внутри успокаивает ребенка, а сделать его легко. В стеклянную банку с завинчивающейся крышкой налейте 240 мл горячей воды, добавьте 2 столовые ложки клея с блестками, бутылку прозрачного клея и размешайте. Насыпайте в смесь мелкие блестки, пока они не покроют дно слоем 12–18 миллиметров. Долейте воды, чтобы она не доходила до верха банки примерно на 3 сантиметра, и насыпьте немного крупных блестящих пайеток, бисера или мелких пластиковых камней.
Капните пищевой краситель и крепко закрутите крышку. Пока ребенок трясет банку и любуется оседающими блестками, он медленнее дышит, и стресс «волшебным образом» рассеивается. Ребенок может сделать такую банку и сам в подарок другу.
Расскажите о сигналах тела
Например: «Тело показывает нам, что мы расстроены и нам надо успокоиться». Объясните ребенку, какие бывают сигналы: румянец, непроизвольно сжатые кулаки, напряжение в мышцах, ускоренное сердцебиение, боль в животе, сухость во рту и учащенное дыхание. Аккуратно укажите на них, когда ребенок расстроен. «Ты сжал кулаки. Волнуешься?»
Обустройте «место тишины»
Всем членам семьи нужно разгружаться. Размер пространства не имеет значения, но оно должно быть приятным. Там можно положить кресло-мешок или поставить кресло-качалку, добавить мягкие подушки, игрушки. Объясните, что здесь «все приходят в себя после волнений». Это место предназначено только для отдыха — ни в коем случае не для наказаний.
Сделайте «стресс-коробку»
Положите в нее все, что расслабляет: мыльные пузыри, блокнот, ручка и карандаши, чтобы «изливать гнев в слова», и книги о чувствах. Сделайте семейную стресс-коробку, научите всех пользоваться средствами по снижению стресса и поставьте их в место тишины.
Покажите пример
Вы лучший образец для подражания. Как вы ведете себя в присутствии ребенка после трудного дня? А когда едете с ним в машине и вас подрезает другой водитель? Когда банк сообщает о превышении кредитного лимита? Дети всегда наблюдают за нами, поэтому демонстрируйте ребенку такое поведение, какое ожидаете от него.
По материалам книги «Чуткие дети».
Обложка поста: pexels.com