Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Мозг подростка: 7 условий полноценного развития. Мнение нейрохирурга
5 января 2022 93 396 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Раньше считалось, что мозг человека полностью созревает около 20 лет. Но сейчас ученые выяснили: наши «извилины», особенно префронтальная кора, достигают полной зрелости, когда нам ближе к тридцати, нежели к двадцати годам.

Это значит, что наши повзрослевшие дети только выглядят взрослыми. Способности принимать решения и выносить суждения запаздывают с развитием. А значит, мы, родители, должны заботиться о них так же, как делали это в младенчестве и ранние школьные годы.

Автор книги «Нейрофитнес» Рахул Джандиал, нейрохирург и отец троих сыновей — на момент подготовки книги им было 17, 14 и 13 лет, — рассказывает, как позаботиться о мозге подростка. Публикуем отрывки из книги.

Ученые о мозге: когда он становится взрослым?



Нейрофитнес

Нейроны человеческого мозга взрослеют разными темпами. Одни области мозга достигают зрелости раньше, чем другие, а лобные доли — те вообще копуши и последними приобретают завершающие штрихи взросления. Больше всего времени для формирования требует префронтальная кора головного мозга, самый сложно устроенный участок, ответственный за нашу способность познавать и составлять суждения.

Последний и окончательный шаг к оптимальной работе мозговых нейронов — тот, что выводит мозг на «проектный уровень», — носит название «миелинизация». Это когда исходящие из тел нейронов длинные цилиндрические нервные волокна — аксонные «кабели» — обрастают жировой оболочкой из миелина, клеток окружающей их глиальной ткани. Только после миелинизации мозг можно считать полностью созревшим.


Рахул Джандиал — доцент в нейрохирургическом отделении City of Hope (частный некоммерческий клинический исследовательский центр) и отец троих сыновей. — Источник

Прошлые исследования, проводившиеся на мозге умерших, не давали ясной картины, но считалось, что взросление мозга завершается в позднем подростковом возрасте или в самом начале третьего десятилетия жизни. Однако распространение методов магнитно-резонансной томографии в последние годы привело к поразительным открытиям. Ученые исследовали степень миелинизации на МРТ-снимках 1500 пациентов и поняли, что окончательное взросление мозга наступает намного позже 20 лет. А у отдельных уникумов даже в начале четвертого десятка (получается, не у каждого родителя мозг «созрел»).

Гимнастика для мозга: как лелеять и питать растущий мозг

Я хорошо разбираюсь в нейробиологии и знаю, от чего зависит — будет детский мозг здоровым или нет. Мы с женой вырастили — и все еще растим и воспитываем — троих сыновей. Как ученый, нейрохирург и отец обращаю ваше внимание на семь важных условий, которые советую возвести в ранг приоритетов, если вы растите детей и заботитесь о развитии их юного мозга.

1. Безопасность превыше всего

Дети тонут в бассейнах, попадают под машины, гибнут в пожарах или выпадают из окон. Все это страшные трагедии, которых можно было не допустить. По этой причине мы с женой, когда наши мальчишки были маленькими, никогда не позволяли им одним ходить по улице в нашем квартале, и даже в гости к товарищам, если те жили через дорогу. Можно по сто раз на дню твердить семилетке, что, прежде чем переходить улицу, нужно посмотреть и направо, и налево, — он все равно об этом забудет. Я всегда стращаю своих, что так можно угодить под внедорожник.

Точно так же в заботе об их безопасности я поставил защелки на окнах во всех комнатах, кроме первого этажа, чтобы они открывались не более чем на несколько сантиметров. И как ни привычны в наших краях бассейны (Южная Калифорния, сами понимаете), мы с женой намеренно не делали водоема на участке, пока сыновьям не исполнилось по десять лет и они не научились уверенно плавать.

2. Приключения

Те же родители по соседству, кто говорил, что мы слишком трясемся над нашими детьми, не пуская их одних переходить улицу, удивлялись, отчего же мы тогда настолько беспечны, что позволяем мальчишкам гулять в высохшем овраге за домом. По одну сторону там тянулся полутораметровый забор, чтобы во двор не забирались койоты, а в другом краю было много всякой живности, которую так любит детвора, и даже змей. Мы разрешали своим мальчикам изучать эту дикую природу. Там они всласть швырялись камнями, играли в войнушку, искали в зарослях ящерок и просто резвились, как полагается пацанам. А я приглядывал за ними из патио.

Вообще-то я обеими руками за безопасность, но детям требуется, чтобы в их жизни присутствовал хотя бы небольшой риск.


Приключения заставляют мозг работать на полную катушку. — Источник

Даже проектировщики детских площадок задумались, так ли уж им будет накладно максимально обезопасить детей. Поработали на славу. В ответ по Европе и Америке распространились так называемые площадки с приключениями, где традиционные качели, рукоходы и прочие конструкции для лазанья, вроде «джунглей» на толстых мягких подложках уступили место старым автомобильным шинам, шатающимся деревянным перекладинам и бумам, дорожным конусам и даже молоткам и пилам — причем все это прямо на земле: возись и валяйся, сколько душе угодно.

Риск стимулирует, будоражит мозг, заставляет проявлять и оттачивать индивидуальность, подстегивает сообразительность и фантазию. Я позволял сыновьям набивать небольшие шишки и синяки, отпускал гулять одних и с ранних лет хотя бы немного знакомиться с такой штукой, как риск.

3. Спокойствие

Шизофрения, одно из тяжелейших умственных расстройств, нередко приводящее к полной инвалидности, обладает отчетливым генетическим компонентом: она передается по наследству. Но известно также, что и обстановка, в которой растет и воспитывается ребенок, играет не последнюю роль в силу одного простого факта: с тех пор, как люди переселились в города, случаи шизофрении участились. Шансы развития этого умственного расстройства у городских детей почти удваиваются по сравнению с сельскими.

Какие конкретно факторы жизни в мегаполисе увеличивают риск шизофрении, пока не выяснено, но выдвигается гипотеза, что одна из причин кроется в растущей стрессогенности этого образа жизни. Еще одним фактором риска выступает полученная ребенком тяжелая травма, физическая или душевная: она втрое повышает риск развития шизофрении у такого ребенка по сравнению с остальными.

А что можно противопоставить стрессам и травмам? Правильно, мир и покой. И поэтому ради благополучия детей очень важно поддерживать дома атмосферу спокойствия и доброжелательности, какими бы ни были обстоятельства. Впрочем, и сам знаю, что в этом случае легко сказать, да трудно сделать.

4. Сон

Растущий мозг должен получать достаточно сна. Большинству из нас удается вовремя загонять детей в постель, пока они учатся в начальной школе. Но сон нормальной продолжительности не менее важен и для подростков, которые пользуются большей самостоятельностью в том, когда им ложиться спать.

Недавнее исследование установило, что подростки, которые спят меньше, чем положено по норме, склонны к излишнему весу, а также повышенному кровяному давлению и уровню холестерина. У тех же, кто регулярно недосыпает — спит меньше семи часов за ночь, — успеваемость в школе нередко ниже, чем предполагает их IQ.


Качественный сон — необходимость для подросткового мозга. — Источник

5. Обогащение новым опытом

Вероятно, вы слышали, что в сиротских приютах, которые ранее действовали в некоторых восточноевропейских странах, воспитатели не уделяли детям должной заботы и внимания. Мозг у последних постоянно испытывал стресс из-за отсутствия стимуляции, что сказывалось даже на морфологическом уровне в виде меньшего числа извилин на поверхности. А все дело в том, что с самого раннего возраста детям требуется стимуляция, и без нее невозможны нормальный рост и развитие.

Чем меньше ребенок соприкасается с людьми, местами, занятиями, которые будоражат его ум, тем более скудным и обедненным будет его мозг.

Мои дети выросли в окружении родни; бабушки и дедушки, дядюшки и тетушки общались с ними если не ежедневно, то очень часто. Мы с женой всегда горевали, что вынуждены вечно оставлять мальчишек на попечении наших родителей, но, как начинающие врачи, мы были по уши загружены работой и целыми днями пропадали в больнице. А теперь, вспоминая то время, я прихожу к мысли, что общение с бабушками и дедушками было чудодейственной прикормкой для умственного развития сыновей.


Совместный досуг и максимально разнообразные занятия обогащают мозг. — Источник

Когда сыновьям приходило время идти в детский сад, мы подыскивали тот, где самая располагающая атмосфера и где они получат больше не столько в плане подготовки к школе, сколько в эмоциональном. Время для учения придет позже, намного позже, рассуждали мы, а сейчас они больше нуждаются в теплоте и заботе. В итоге мы определили их в еврейский детский сад, хотя ни у меня, ни у жены нет семитских корней. Просто мы заметили, что, как туда ни придешь, малыши все время находятся то на руках, то на коленях у воспитателей.

В то же время обогащение опыта предполагает не только эмоциональный и физический аспекты. Когда сыновья подросли, мы поощряли их к занятиям спортом и разнообразной физической активности, но предостерегали от чрезмерного увлечения каким-то одним видом. В наше время многие подростки совсем мало двигаются или впадают в другую крайность — без остатка посвящают себя какому-нибудь виду спорта, словно профессионалы. Фанатичные занятия одним видом спорта крадут у ребенка возможности пробовать что-то другое, способное обогатить его опыт и расширить кругозор.

У меня есть ощущение, что даже скука способна некоторым образом обогащать ребенка новым опытом.

Изнемогая от скуки и не зная, куда себя деть, ребята вынуждены придумывать себе занятия. Все хорошо в меру, в том числе и обогащение жизненным опытом. Иногда детям нужно просто послоняться без дела. Это тоже часть взросления.

6. Питание

Вопреки мнению многих родителей, большинству детей никаких отдельных витаминов в драже или в других формах не требуется. Хотя индустрия витаминов с ее 30-миллиардными годовыми оборотами живо разубедит вас в этом, но поверьте ученым — они пока не нашли достоверных свидетельств, чтобы практически здоровым детям и взрослым витаминные препараты давали хоть какую-нибудь пользу. За одним важным исключением: беременным женщинам необходимо принимать фолиевую кислоту для предотвращения дефектов развития нервной трубки плода, а также железо и кальций.

Другое, о чем следует подумать родителям, касается исключения из рациона детей газированных напитков — и не только их подслащенных разновидностей. Как выяснили ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего, даже диетическая (не содержащая сахара) газированная вода обладает способностью ориентировать складывающиеся в мозге вкусовые предпочтения в сторону сладостей, что повышает риск ожирения. Вас, возможно, удивит, что в этом отношении фруктовые соки ничуть не лучше газировки. По большому счету, в 350-миллилитровом стакане апельсинового сока содержится примерно столько же сахара, сколько в таком же объеме кока-колы.

7. Настойчивое внимание

Я твердо намерен поддерживать такую же тесную, как в раннем детстве, близость со своими сыновьями, когда они вступают в пору отрочества, а следом — во взрослость. И призываю вас к тому же. Разумеется, подросткам нужна определенная самостоятельность, однако современная неврология объясняет, почему они нуждаются в неослабном внимании со стороны родителей даже после школы: последние завершающие штрихи, делающие мозг окончательно взрослым, он получает гораздо позже, чем считалось раньше.

Регулярно проводить время со своими детьми, пожалуй, лучший способ поддерживать с ними тесную связь.


Будьте рядом с детьми так долго, как сможете. — Источник

У нас дома заведен такой порядок: я объявил сыновьям, что они вольны делать что им хочется весь день и после ужина, но я хочу, чтобы в районе шести-семи часов уделяли мне час своего времени. Иногда мы ходим в бассейн, или подтягиваемся на перекладине, или тягаем гири (нетяжелые), или вместе режемся в видеоигры. Мы поджариваем на гриле лосося и варим себе брокколи. И каждый вечер я стараюсь, чтобы мы собирались вместе и читали вслух, а потом обсуждали прочитанное. Я руководствуюсь простой логикой: если по 15 часов в день они предоставлены самим себе, то уж как-нибудь могут пожертвовать мне 60 минут.

Поддерживайте контакт с детьми, даже если после школы они уехали учиться в другой город: перезванивайтесь, пишите друг другу сообщения. Развивающийся мозг детей очень нуждается в вас.

Пара слов про мобильники

В 1954 году американский психиатр Фредрик Вертем опубликовал книгу Seduction of the Innocent («Совращение невинных»), которая произвела невиданный фурор. Автор обнаружил источник величайшего зла для неокрепших маленьких умов в… детских комиксах. В 1960–1970-е годы ревнители морали назначили на роль главного развратителя детских мозгов телевидение. А сегодня в качестве главного врага наших детей демонизируют самое современное и самое впечатляющее достижение науки и техники — смартфон. Это он, негодный, пленяет внимание бедных крошек, пристращает к порно, науськивает их унижать и высмеивать других, разрушает их самоуважение и разбазаривает их время.

Замечаете закономерность?

Разумеется, такая завлекательная штука, как смартфон, не могла не отбиться от наших рук, и, собственно, это уже произошло. Научные исследования связывают злоупотребление смартфонами со вспышками гнева у малышей, депрессиями у подростков и социальной изоляцией среди молодых взрослых.

Но ведь и без научных исследований понятно, что глупо и вредно позволять трехлетнему малышу часами играть с цифровым устройством, и неважно, смартфон это или планшет. Без подсказки «эксперта» можно сообразить, что иногда очень уместно попросить отпрыска-подростка вынырнуть из телефона.

Если без фанатизма, мобильный телефон — не более чем очередное техническое новшество. И демонизировать его не стоит.

Мы с женой заблокировали сыновьям возможность смотреть порно. В остальном не боремся с девайсами, а стараемся предложить цифровую диету пополезнее. Не в том же дело, сколько времени они посвящают интернету, а что именно там смотрят и делают.

Смартфоны вездесущи и повсеместны. Мой подход к ним прост: в распорядке дня семьи выделено несколько «окон», когда все мы оставляем смартфоны в соседней комнате, чтобы они нас не отвлекали от еды или общения. А в остальном — до тех пор, пока с нашими сыновьями все в порядке, — мы стараемся не тревожиться.

По материалам книги «Нейрофитнес»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи