Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Как удвоить пользу от школьной «домашки»
7 октября 2021 5 826 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

«Домашняя работа нужна, чтобы закрепить новый материал и отработать навыки до автоматизма», — любят повторять учителя. На деле не всегда получается добиться этой цели. Ребенок читает параграф, но ничего не запоминает. Решает примеры, но на контрольной без шпаргалки теряется. В книге «Безграничный разум» есть советы, как учебный процесс сделать более эффективным и развивающим для мозга.

Не перечитывать, а отвечать на вопросы

Многие готовятся к урокам и экзаменам, перечитывая конспекты, параграфы в учебниках, но супруги Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — считают, что для мозга это не очень полезно. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их. Специалисты подчеркивают, что подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.

Не заставляйте ребенка пересказывать всю главу. Задавайте вопросы (обычно они есть в конце разделов), разрешайте подглядывать в учебник, если ребенок что-то забыл. Так запомнить (и понять!) материал гораздо проще.

Искать несколько вариантов решения задач

В школе часто задают большое количество однотипных задач, чтобы ребенок хорошо усвоил механику решения. Конечно, такой метод обучения имеет эффект: ученик запоминает, как решать те или иные примеры, и на контрольной отлично справляется с подобными заданиями. Но если вдруг задание отличается, то ученик впадает в ступор. Метод, который предлагает автор «Безграничного разума» Джо Боулер, помогает решить эту проблему. В следующий раз, когда ребенку зададут бесконечный список примеров, выберите из них три-четыре и решите их разными способами. Чем больше, тем лучше. Например, 13 + 12 = 25. Вы можете принести горошины и показать решение визуально, или использовать метод столбика, или сложить в уме десятки, а затем единицы, или прибавить к 13 два, а потом десять. Чем больше вариантов решения примера вы придумаете, тем лучше. Так развивается математическое чутье.

Совершать ошибки

Школьная система требует, чтобы ребенок не делал ошибок. Это ведет к тому, что ученик начинает пасовать перед сложностями, не пытается найти креативный подход, старается угадать верный ответ вместо того, чтобы углубиться в размышления и понять суть задачи. Попробуйте отойти от такой установки хотя бы во время решения «домашки». Зачем это нужно?

В одном эксперименте ученые попросили участников пройти тест, а в это время активность их мозга они оценивали с помощью МРТ. Сравнив снимки мозга во время правильных ответов и ошибочных, они обнаружили, что мозг более активен, развивается и растет, когда человек совершает ошибку, нежели когда сразу выдает верное решение. Сегодня нейробиологи убеждены: ошибки положительно влияют на укрепление нейронных связей. Если во время домашнего задания ученик будет ошибаться и анализировать свои действия, он разовьет мозг и лучше освоит материал. Да и настроение будет куда лучше!

Не делать сложное легким

Учителя и мы, родители, пытаемся облегчить жизнь ученику разными способами. Мы даем определения, показываем примеры решения задач, подсказываем, если что-то идет не так. Такой подход мешает развитию мозга.

Моменты борьбы с трудностями, как и совершения ошибок, — лучшее время для роста мозга. Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности.

Изменить установки

Напоследок поговорим о фундаменте успешной учебы — установках. Они влияют на нас гораздо сильнее, чем принято думать. Выражения «ты не математик», «это не твое», «у тебя другой склад ума» убивают веру в свои силы. Ребенку ничего не остается, как признать этот факт и смириться. Он загоняет себя в рамки и не может мыслить в полную силу, потому что негативные установки ограничивают разум. Исследования показали, что мальчики и девочки рождаются с одинаковыми способностями, и только лишь ограничивающие убеждения делают из них «гуманитариев» и «технарей».

Проанализируйте свои мысли и установки. Объясните ребенку, что каждому под силу понять любой школьный предмет. Постарайтесь создать дома такую атмосферу, чтобы ребенок поверил в свои силы и взглянул на науку открытым разумом.

По материалам «Безграничного разума». Книга переворачивает взгляд на способности и рассказывает, как реализовать потенциал каждому ребенку.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи