Я с умилением смотрела, как в пять месяцев мои погодки, причмокивая, уплетали кабачок и пюре из брокколи. Но скоро все изменилось и, конечно, не в лучшую сторону.
— Мама, ты разве не помнишь, что я ем только пюре?
— Можно мне макароны с соусом три раза в день, пожалуйста?
— Я не ем гречневую кашу с молоком.
— А после этого противного супа можно съесть конфету?
Это лишь малая часть того, что я слышала за столом. Первое время я, как мать-героиня, пыталась угодить каждому: готовила овощное пюре младенчику, фрикадельки (из домашнего фарша, естественно) с пюрешкой — для тоддлера, полезную еду для себя и мясо с макаронами для мужа. С таким подходом я мысленно благодарила вселенную за силы и умение ночью пить чай, забытый утром в микроволновке, а мужа — за то, что он не завтракает и не обедает дома.
Постепенно я сократила количество блюд в меню своего домашнего ресторана и немного выдохнула. Ровно до тех пор, пока дети не попробовали сладкое.
В моих идеальных мечтах малыши питались полноценно, а на десерт ели морковные палочки и черри. На деле они с трудом впихивали в себя обед, зная, что после их ждет печенька.
Методы старшего поколения от: «Ребенка надо отвлечь, заболтать, и тогда он съест что угодно» до: «Пока все не съест — из-за стола не выйдет» мне не были близки, да и не работали с моими детьми. Поэтому я решила действовать иначе.
Что в моей тарелке
Первая мысль была такая: возможно, дети плохо едят, потому что не знают, из чего состоит блюдо?
Тогда я стала рассказывать, что кладу в их любимое пюре, откуда в холодильнике появляется молоко и из чего делают сахар. Мы смотрели фильмы и передачи, ходили на кондитерскую фабрику и в музей специй, каждую неделю придумывали суп-конструктор, в который каждый мог добавить и убрать по одному ингредиенту из списка. Это работало, но не до конца. Я по-прежнему выбрасывала остатки еды после обеда и ужина.
Бесплатное не ценится
Следующая гипотеза, которую я решила проверить, была такая: дети отправляют половину порции в мусорное ведро, потому что не догадываются, сколько труда нужно вложить в приготовление даже простенького ужина.
Для этого я стала привлекать малышей к приготовлению еды. Они с энтузиазмом чистили морковку, делали «вжжж» блендером, взбивали яйца венчиком и катали шарики из теста.
Еда на тарелках после такой «трудотерапии» оставалась редко.
Теперь нужно было снять еще одну «боль» — сладости.
А что у нас сегодня к чаю?
Я никогда не запиваю еду, и мои дети тоже. Поэтому я долго не могла понять, откуда у нас появилась привычка пить чай с вкусняшками.
В какой-то момент количество сладкого стало сильно превышать рекомендуемую норму, и я поняла, что с этим нужно что-то делать. Как раз тогда мне встретилась книга нутрициолога Марии Кардаковой «Сначала суп, потом десерт», в которой она писала, что не имеет смысла запрещать сладкое «раз и навсегда». Вместо этого лучше перестать покупать его впрок мешками.
По рекомендации из книги мы стали вместе готовить домашние десерты, блинчики с цельнозерновой мукой и конфеты из фиников с орешками. Мы не заменили полностью промышленный сахар в рационе, но значительно сократили его количество. А воскресная вкусняшка по выходным стала нашей маленькой традицией, которую дети с удовольствием поддерживают.
Как доверить кухню детям
Сегодня ребята с удовольствием готовят блюда из детских книг, смотрят передачи о еде и разглядывают кулинарные книги. Но чтобы поддержать их интерес и первые опыты, пришлось научиться сохранять спокойствие, когда на пол льется подсолнечное масло, летят яйца и сыпется мука (иногда все вместе). А еще с удовольствием пить холодный чай с молоком, есть салат из моркови и огурца с нерафинированным маслом и омлет со скорлупками. Но оно того стоит.
Конечно, дети продолжают есть сладкое, но знают, каким должен быть здоровый рацион и что у них всегда есть выбор. Надеюсь, они заберут эти знания с собой во взрослую жизнь. Хотя впереди еще подростковый возраст с диетами и гормональными перестройками, так что поговорим через пару-тройку лет.
Обложка: unsplash.com