Не хочет учиться. Не выпускает из рук телефон. Все время играет в видеоигры. Многие родители уверены, что во многих неприятностях с детьми виноваты гаждеты. Но так ли это?
Нир Эяль, эксперт по поведенческому дизайну и преподаватель из Стэнфорда, 10 лет изучает, почему мы отвлекаемся. В своей книге «Неотвлекаемые» он объясняет, почему наши дети так привязываются к гаджетам.
Время айпада
Нил Эяль в своей книге рассказывает историю о своей дочке, которая красноречиво показывает, насколько наши дети завязли в цифровом мире.
Одними из первых слов, которые произнесла моя маленькая дочь, были «Время айпада, время айпада!». Если мы не исполняли это требование мгновенно, она, испытывая нас на прочность, повышала громкость до тех пор, пока мы не сдавались.
Теперь, когда она подросла, возникли новые проблемы, знакомые родителям, воспитывающим детей в наш цифровой век. Не раз и не два, когда мы встречались с друзьями и их детьми, чтобы вместе поужинать, эти ужины превращались в довольно нелепое времяпрепровождение: дети, вместо того чтобы общаться друг с другом, тыкали пальцами в экраны.
Они ищут свободу
В школе и дома детям диктуют правила взрослые. В отличие от жизни офлайн, в сети у них есть огромная свобода, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать.
«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает ученый Ричард Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».
Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.
«Мы обнаружили, что у родителей, которые решают проблему использования интернета и технических устройств вместе с детьми, поддерживая их свободу, дети в этом отношении лучше себя контролируют, а значит, реже просиживают перед экранами долгие часы», — замечает Ричард Райан.
Они хотят признания
Если у ребенка не все гладко в школе, он делает вывод, что достичь компетентности невозможно, поэтому перестает и пытаться. Махнув рукой на компетентность в классе, дети ищут себе отдушины, чтобы испытать чувство роста и развития.
Компании, разрабатывающие игры, приложения и другие потенциально отвлекающие продукты, с радостью заполняют эту пустоту, продавая готовые средства для восполнения нехватки «психологических питательных веществ».
Разработчики технологий знают, насколько потребителям нравится выходить на новые уровни, получать новых подписчиков и зарабатывать лайки: это быстрый отклик на достижения, оставляющий приятное чувство.
Они хотят чувствовать себя важными
У детей навыки общения развиваются в игре с другими детьми. В современном мире подростки все больше общаются друг с другом в виртуальной среде, поскольку делать это в реальности либо неудобно, либо невозможно.
Сама сущность игры стремительно меняется. Дети теперь меньше, чем прежде, общаются спонтанно. Им не разрешают просто играть после школы из-за возможной опасности. Из-за этой тенденции многим детям, к сожалению, остается лишь сидеть в четырех стенах, посещать строго отобранные занятия и в вопросе поиска друзей и общения полагаться на технологии.
Иногда, правда, общение в цифровом пространстве приносит пользу. Ребенок, над которым издеваются в школе, может обратиться онлайн за помощью к друзьям; стеснительный ребенок — стать героем среди товарищей по игре со всех концов света.
Так что здесь есть и плюсы, и минусы.
Им чего-то не хватает
Многие дети в жизни вне сети не получают необходимого объема важнейших психологических питательных веществ: автономии, компетентности и взаимосвязи с другими. Неудивительно, что дети ищут их в онлайн-пространстве.
Чрезмерное пристрастие к технологиям — это симптом, свидетельствующий о пустотах в других сферах жизни. Если у человека удовлетворены три главные психологические потребности, у него выше мотивация, он лучше проявляет себя, упорнее движется к цели, более творчески подходит к задачам.
Как помочь детям
Рамки использования гаджетов нужно задавать вместе с ребенком, а не навязывать ему свое решение. Чем больше вы разговариваете с детьми о последствиях чрезмерного увлечения гаджетами и чем чаще вы принимаете решения вместе с ними, а не за них, тем охотнее они прислушиваются к вашим советам.
Расскажите детям, как вы сами стали меньше использовать гаджеты: признавая собственное несовершенство и показывая детям, что вам знакомы их трудности и вы сталкиваетесь с аналогичными проблемами. Так вы завоевываете их доверие.
Мы не сможем оградить детей от всех неприятностей. Но, зная об их психологических потребностях, мы можем по-новому взглянуть на их трудности. Разобравшись, чем на самом деле обусловлено их чрезмерное увлечение гаджетами, вы сделаете первый шаг к тому, чтобы помочь своим детям обрести стойкость и перестать отвлекаться. Как только они почувствуют, что их понимают, они начнут задумываться над тем, как лучше использовать свое время.
По материалам книги «Неотвлекаемые».
Обложка статьи: pexels.com