Авторы книги «О чем думает ребенок?» считают, что лучше начать прививать детям правильное отношение к деньгам как можно раньше. Для ребенка деньги — это волшебное средство, которое позволяет взрослым покупать разные вещи и ходить в магазин, но чтобы понять, как с ними обращаться, ребенку нужно пройти множество этапов развития.
В этой статье мы поделимся практическими советами, которые будут полезны всем. С ключевыми правилами советуем ознакомиться и родителям школьников тоже, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили на более раннем этапе.
12 ключевых правил
О чем думает ребенок?
Эти правила помогут родителям понять, с чего начать обучение ребенка финансовой грамотности. Идеальный возраст для знакомства с деньгами — с 3 до 7 лет.
1.Научите основам
Дети до пяти лет считают, что блестящие монетки — это игрушки. Чтобы они поняли, чем деньги отличаются от других вещей, поиграйте в магазин.
2.Дайте возможность попрактиковаться
Пусть ребенок потренируется производить оплату наличными, чтобы видеть, что покупка — это взаимодействие.
3.Учите экономии
Дети, которых поощряют к бережливости, с гораздо большей вероятностью будут экономными и во взрослом возрасте. Можно, например, распределить карманные деньги на две банки-копилки: одна для расходов и одна для сбережений.
4.Объясните, откуда берутся деньги
Если этого не сделать, то маленькие дети будут думать, что деньги достаются просто так. Помогите им понять, что деньги зарабатываются. И для этого вы ходите на работу.
5.Расскажите, как вы совершаете покупки
Обсудите свой собственный выбор покупок, показывая, как вы принимаете решение о том, что стоит или не стоит покупать.Такие разговоры дадут понять, что вы не можете позволить себе купить все, что хотите.
6.Объясните, что деньги кончаются
Дайте им банкноту (например, в сто рублей), чтобы они сами зашли в магазин и увидели, что она исчезнет, как только они что-нибудь купят.
7.Расскажите про безналичную оплату
Объясните, что даже если денег не видно, вы их все равно тратите. И когда вы оплачиваете покупку банковской картой, происходит то же самое, что и при покупке чего-либо за наличные.
8.Позвольте самому делать выбор
Даже если вы не согласны с решениями ребенка, на что потратить карманные деньги, позвольте ему совершать ошибки. Лучше учиться на небольших суммах в раннем возрасте, чем потом лишиться крупных сумм.
9.Выдавайте карманные деньги
В возрасте примерно шести лет дети знают о деньгах достаточно, чтобы получать небольшие карманные суммы.
10.Не оплачивайте помощь по дому
Например, уборку в своей комнате или мытье посуды. Это путает ребенка, эти дела он должен делать в любом случае, не ожидая вознаграждения.
11.Будьте последовательны
Давайте детям карманные деньги регулярно, например раз в неделю. Так они смогут научиться управлять своими деньгами.
12.Не давайте карманных денег авансом
Если дети просят об этом, то возьмите небольшую сумму в качестве процента, чтобы они поняли, что заем стоит денег.
Учим подростка управлять бюджетом
Бюджет, или лист бумаги с перечислением доходов и расходов, — финансовая дорожная карта. Это инструмент, который помогает жить по средствам. Научите подростка контролировать свой бюджет, эти знания очень пригодятся ему во взрослой жизни.
Составить бюджет легко. Для месячного бюджета достаточно подсчитать месячные доходы и сравнить их с месячными расходами. Доход будет складываться из средств, получаемых от родителей на карманные расходы, заработка и денежных подарков. К этому также можно добавить займы. Расходы — это все траты в течение месяца, в том числе на питание и развлечения. Необходимо записывать расходы с точностью до рубля. Если, составив бюджет, подросток обнаружит, что расходы превышают доходы, остается только два выхода.
- Увеличить доходы
- Сократить расходы
Однако ничто не помешает объединить оба эти пункта в один. Бюджет поможет понять, от каких необязательных трат можно отказаться, чтобы добиться финансовой цели.
Авторы книги «Твой первый миллион» с помощью полезных советов и понятных примеров рассказывают о том, как подросток может скопить миллион. Делимся примером составления месячного бюджета из этой книги.
Допустим, на прошлой неделе ребенок получил 1000 руб. на карманные расходы, еще тысячу заработал на раздаче листовок, а еще тысячу бабушка подарила на день рождения. Доходы составили 3000 руб. Эту цифру нужно указать в графе «Доходы».
Скорее всего, у ребенка не выйдет получать еженедельно по 3000 руб. Недельный доход окажется разным. Бабушка не будет дарить по 1000 руб. каждую неделю, но подросток сможет заниматься подработкой не один, а два дня. Предложите ему посчитать, сколько он получит в этом месяце.
Далее предложите подростку записать все расходы, запланированные в этом месяце. Очень важно включить в список пункт «сбережения». Далее нужно указать расходы на поход в кафе, билеты в кино и покупку новой компьютерной игры и все остальные планируемые траты. Реальные расходы будут отличаться от запланированных, поэтому бюджет придется время от времени подправлять.
Необходимо отслеживать расходы за каждую неделю, тогда подросток будет знать, чего больше: расходов или доходов. Если суммарные расходы превышают суммарный доход, важно понять, как не допустить этого в следующем месяце. Некоторые траты можно отложить до тех пор, пока доход не будет увеличен, а расходы — сокращены. Бюджет даст понять, какие расходы являются первоочередными, а какие могут подождать.
Так можно скорректировать бюджет, чтобы не только не превысить лимит, но и сэкономить
Бюджет не сразу станет идеальным. Первое время придется постоянно его подправлять. Но если работать над ним ежедневно в течение нескольких месяцев, результаты не заставят себя ждать. Работа над бюджетом очень важна для будущего финансового благополучия. Эти навыки обязательно пригодятся подростку во взрослой жизни.
По материалам книг: «О чем думает ребенок?», «Твой первый миллион»
Обложка поста: unsplash.com