Статья для всех, у кого есть дети и собаки. Вместе с социальным психологом и специалистом по дрессировке собак Зази Тодд разбираемся, как научить детей общению с животным и каким образом подготовить собаку к появлению малыша.
Польза от общения с детьми
Более половины детей из семей, где есть питомцы, называют собаку своим любимым животным. Многие родители считают, что рядом с питомцем ребенок учится дружить и понимает, что такое ответственность, помогая о нем заботиться (даже когда фактически забота ложится на плечи родителей). Но каково это с точки зрения собаки — жить в доме, где есть дети?
Доктор Софи Холл считает, что:
«Отношения ребенка и собаки могут дать собаке ряд преимуществ. Например, наличие детей в доме часто предполагает строгий распорядок, который распространяется и на животное, а значит, режим прогулок и питания будет регулярным и предсказуемым. Кроме того, дети тренируют и стимулируют собаку. Часто они любят строить полосы препятствий для своих питомцев, и это, в зависимости от возраста и здоровья, может быть приятным физическим и интеллектуальным упражнением для всех участников! Конечно, дети любят своих собак и, проявляя чувства деликатно и корректно, могут принести животным много счастья».
Счастливый хвостик
Источник
Чтобы больше узнать о качестве жизни собак, Холл и ее коллеги опросили родителей нормоотличных (с аутизмом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ) и нормотипичных детей.
- Одно из главных преимуществ для собаки, о которых говорили родители, — это распорядок дня.
- Родители упоминали, что их собаки часто подходят к ребенку, чтобы побыть с ним.
- Однако иногда, когда ребенок сам инициировал близкий контакт — например, обнимал собаку, — животные воспринимали это как стресс. Обычно собаки предпочитают менее тесный контакт — когда их гладят или просто сидят рядом.
- Еще одним преимуществом для собаки было то, что с ребенком можно поиграть. Однако родители отметили, что собаки волновались, когда дети шумели или случайно задевали их игрушками.
- Животным также нравилось подходить ближе к родителям и детям или даже сидеть с ними во время чтения вслух.
- Для части собак источником стресса оказались детские истерики. Правда, некоторые хозяева сообщали, что их питомцы не обращают внимания на подобное поведение. Другие заявили, что их собака вообще предпочитает в этот момент быть рядом с ребенком, например ложится на него.
В ходе исследования было выявлено девять ситуаций с участием детей, когда родителям приходилось обращать особое внимание на уровень комфорта собаки. Это были и приступы истерики, и приход в гости других детей, и возня с опасными игрушками (например, на колесах) рядом с собакой. По словам взрослых, в таких ситуациях они справлялись со стрессом у собаки одним из трех способов.
- Во-первых, предоставляли «безопасное убежище» — тихую комнату, подстилку или вольер, куда собака могла уйти. Животное отправляли туда, когда ребенок начинал скандалить.
- Во-вторых, родители заметили, что собака считает их самих безопасным убежищем, и вмешивались, если она начинала беспокоиться. По словам хозяев, если их не было поблизости, собака иногда начинала их искать.
- В-третьих, родители учили детей правильно взаимодействовать с питомцами, в том числе хвалить их, и наставляли их в дрессировке. Родители нормоотличных детей особенно подчеркивали, как важно (и трудно) обучить ребенка безопасному общению с собакой.
Как понять, что собака тревожится из-за ребенка
Маленьким детям чаще всего достается от знакомых собак — как правило, их собственных, домашних. Укусам часто предшествует взаимодействие ребенка с собакой. Особенно опасен сценарий, когда ребенок приближается к собаке, сидящей или лежащей неподвижно.
Следует научить ребенка звать собаку, чтобы та подходила сама (и оставлять ее в покое, если она этого не хочет). Приближаться к ней ребенку не стоит — это может вызвать у пса беспокойство. Детей постарше чаще кусают вне дома, и обычно это незнакомые собаки.
К сожалению, люди не очень хорошо распознают опасность в общении собак с детьми. Причем хозяевам это удается еще хуже, чем тем, у кого животных нет. Такой вывод сделали авторы исследования, опубликованного в Anthrozoös. Участников попросили посмотреть три видеоролика о взаимодействии маленького ребенка со средней или большой собакой. В одном младенец полз к далматинцу, лежащему рядом с мячом. В другом малыш двух-трех лет бродил вокруг добермана и трогал его. В третьем боксер ходил за ползающим младенцем и облизывал его лицо. Все три варианта были рискованными, и собаки демонстрировали явные признаки тревоги или испуга. Но большинство людей сказали, что животные расслаблены (68%) и уверены в себе (65%). Владельцы собак чаще придерживались мнения, что животные в роликах спокойны, чем остальные. Очевидно, собачники больше склонны считать своих питомцев и их собратьев дружелюбными.
Стоит помнить, что укусить может любая собака. Надо уметь распознавать признаки стресса, беспокойства и страха у животных. Кроме того, важно понимать, что маленькие дети не очень хорошо читают собачий язык тела и обычно думают, что рычащая собака «улыбается» или «рада», потому что показывает зубы.
Обучение детей общению с собакой
Исследований, посвященных нормальному взаимодействию детей с собаками, на удивление мало. Согласно опросу 402 человек, имевших детей до 6 лет и собаку, характер взаимодействия детей с собаками меняется по мере развития первых. Наблюдая за общением ребенка с собаками, надо учитывать его возраст.
Дети до года уже много взаимодействуют с животным, в том числе гладят его по голове или туловищу. В этом исследовании сообщалось, что собаки избегают детей в возрасте от полугода, когда те внезапно становятся более подвижными, и до трех лет — возможно, такие малыши пугают животных. Респонденты редко сообщали, что ребенок каким-то образом причинял боль собаке. Когда подобное все же случалось, чаще всего речь шла о детях от полугода до двух лет. Дело в том, что на этом этапе у них не вполне развит контроль над моторикой.
Кроме того, у малышей еще только появляется умение сопереживать, поэтому они могут не осознавать, что их действия способны навредить животному. Лучше помочь ребенку погладить собаку, направляя и сдерживая его руку, чтобы он научился проявлять нежность.
Исследование показало, что дети постарше активнее участвуют в уходе за собакой, например чешут ее или берут поводок на прогулке. Они же чаще ругают животное или отдают команды. При этом, когда дети от 2,5 до 6 лет общались с питомцем больше, бдительность родителей ослабевала. Напрасно, ведь дети такого возраста не всегда понимают, что их желание поиграть или поласкать может напугать животное.
Стремление обнять или поцеловать собаку — и то и другое весьма рискованно — в этой возрастной группе встречалось чаще. Большинство собак не любят обниматься и могут не воспринимать ситуацию как благоприятную. И хотя родители, возможно, ожидают, что пес со временем привыкнет к ребенку, порой вместо этого животное становится более чувствительным и пугливым.
Подготовка собак к общению с детьми
Самая сложная ситуация возникает, когда собака старше ребенка, то есть она уже жила в доме до его рождения. Очень важно подготовить питомца к появлению малыша.
Чтобы подготовить собаку к появлению в доме малыша, надо сформировать у нее положительные ассоциации с маленькими детьми. Когда родится ребенок, у животного изменится распорядок дня, появятся новые предметы, собаке будет уделяться меньше внимания и, возможно, ее территория в доме будет ограничена. К некоторым из этих аспектов можно приучить питомца заранее, например установить дверцы для домашних животных до того, как появится ребенок, и научить собаку спокойно идти рядом с коляской. Чем больше усилий вы приложите заранее, тем легче будет потом.
Для собак с проблемным поведением наличие в доме маленького ребенка не является фактором риска и не повышает вероятность того, что животное придется отдать или даже усыпить. Ветеринар-бихевиорист Карло Сиракуза и его коллеги выяснили, что гораздо более опасно соседство с подростками. Вот как говорит об этом сам Сиракуза:
«Мой опыт работы в клиниках показывает: не так важно, насколько родители заняты детьми, как то, насколько серьезен конфликт между родителями и детьми. А в подростковом возрасте распри возникают часто: родители и дети повышают голос, иногда кричат. Порой дети используют собаку как посредника, чтобы вступить в конфликт со взрослыми. Им запрещают что-то делать с животным, а они, наоборот, поступают по-своему. Тревожная, остро реагирующая собака возбуждается сильнее, когда и в доме царит возбуждение, когда происходят стычки и люди срываются на крик».
Трудно сказать, применим ли такой вывод к подавляющему большинству собак, но он еще раз напоминает, насколько важно предоставлять собакам безопасное место, где они могут побыть в случае стрессовой ситуации. И насколько важно научить детей любого возраста обращению с собаками.
Как действовать на практике
― Очень внимательно наблюдайте за общением собак и детей. Держитесь к ним достаточно близко, чтобы при необходимости вмешаться. В прочих ситуациях используйте барьеры, например складные загоны для домашних животных, чтобы разделить маленьких детей и собак. По мере развития малышей их моторика совершенствуется, и они будут больше взаимодействовать с питомцами, поэтому не теряйте бдительности.
― Научите детей безопасному общению с собаками. Помните: многие действия, которые выглядят безобидными, на самом деле рискованны — и безопасность зависит от вас. На самом деле чаще всего детей кусают знакомые собаки при «благожелательном» взаимодействии.
― Не позволяйте маленьким детям приближаться к неподвижной собаке (сидящей или лежащей). В такой ситуации животное с большой вероятностью может укусить.
― Проверьте, чтобы у собаки было одно, а то и несколько безопасных мест, куда можно уйти, если ей надоест. Дети не должны иметь туда доступа. Это может быть вольер с удобной подстилкой или кровать либо диван в комнате, куда ребенок точно не войдет.
― Помните: для собаки вы тоже «безопасное убежище». Отмечайте признаки стресса (животное облизывается, смотрит в сторону, моргает, отодвигается, смотрит пристально, замирает, дрожит). Будьте готовы помочь, прекратив общение. Отзовите ребенка или собаку, угостите питомца лакомством или погладьте его.
― Проследите, чтобы у собаки были периоды тишины в течение дня и спокойное место, где можно отдохнуть от шума.
― Научите собаку корректно вести себя с детьми, например не подпрыгивать, чтобы ребенок не упал.
По материалам книги «Счастливый хвостик»
Обложка: pexels