Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
365 дней вместе
Почему детей нельзя ругать и говорить им «не плачь»
15 июня 2021 20 209 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Детей нельзя ругать и наказывать никогда, ни в какой форме, ни по какому поводу, ни для каких целей. Нельзя не потому, что это не соответствует высшему гуманизму и последнему слову психологической науки. Нельзя, потому что любое осуждение на глубинном уровне подрывает уверенность ребенка в себе, развивает его неуверенность и вследствие этого провоцирует желание защищаться от всего на свете.

На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар Александра Колмановского, практикующего детского и взрослого психолога, преподавателя МГУ, автора курса «Психология отношений». Александр говорил о том, как строить доверительные отношения с детьми и почему детей нельзя наказывать.

Предлагаем вам отрывок из вебинара.

Я ругаю ребенка или нет

Начнем с примера: приходит на прием к психологу мама 12-тилетнего мальчика с разными жалобами, в том числе на то, что он плохо учится. Ей задают вопрос: «Скажите, а как вы реагируете на его двойки?»

Она отвечает, что не ругает мальчика, но дополняет: «Я говорю, что мне очень жаль, что ты так слабо написал такую легкую контрольную». Это значит — ругаю.

Очень важно научиться называть вещи своими именами. Когда мы говорим о том, что какого-то ребенка ругают, то обязательно считаем, что речь идет о том, что ребенка грубо, с утра до ночи ругают. Но описанные ситуации и все те случаи, когда ребенка не грубо и лишь иногда ругают — это тоже считается.

Источник

Почему мы ругаем детей

Почему у нас вообще возникает желание ругать ребенка? Подойдем к этому вопросу с двух сторон. У нас в психике есть два разных страха — страх за кого-то и страх за себя. Это совершенно разные ощущения, они по-разному переживаются и по-разному проявляются.

Страх за кого-то — это сопереживание, сочувствие, ощущается как что-то теплое, позитивное, поэтому так и проявляется. Например, ребенок замерз, мы за него переживаем и просим надеть шапку.

Страх за себя ощущается как напряжение, раздражение, протест. И проявляется так же. Что значит страх за себя? Он проскальзывает в подобных фразах: «Ты что, не соображаешь, что простудишься?».

В тех случаях, когда мы чувствуем в себе желание вложить что-то в неразумную голову, нами как раз движет страх за себя.

Почему вообще этот страх появляется? Потому что, например, мама боится, что ее осудят, посчитают плохой мамой, если ребенок невежливый, плохо учится и т д. Вдруг плохое поведение ребенка дискредитирует меня как родителя?!

А теперь вопрос, в чьих глазах мы боимся выглядеть плохими родителями? Ответ: «В глазах других родителей». И мы передаем этот страх по цепочке и своим детям. И они потом будут также растить своих детей.

Поэтому, когда мы ругаем ребенка, то нам стыдно, что мы плохие родители. Мы считаем, что это неправильно и пытаемся как-то оправдать себя.


Источник

Самопринятие

Этот страх оказаться виноватым есть у 100% людей, но у всех он выражен в разной степени. У некоторых развит слабо, поэтому они открыты к критике. У других этот страх так силен, что они в любых ситуациях отрицают саму возможность быть неправыми.

Это называется самопринятие. Что оно в себя включает?

1. Во-первых, давайте сравним этот термин с понятием уверенности в себе. Что мешает неуверенному в себе человеку хотя бы попытаться починить душ или собрать какую-то компьютерную конфигурацию? Боязнь провала? Нет, это страх осуждения.

2. Вторая сторона самопринятия — самооценка. Конечно, мы понимаем, что это то, как человек себя оценивает.

Самопринятие — это представление не о своих достоинствах и недостатках, а о том, что я вследствии них заслуживаю. А также ожидание реакции окружающих, прежде всего значимых окружающих, на мои поступки и проступки.

Как и самооценка, это величина полярная (находится между двумя полюсами — плюсом и минусом).

Важно понимать, что не бывает детей и взрослых со стопроцентным самопринятием.

Источник

Максимальное принятие себя

Как чувствует себя человек, который принимает себя максимально? В этом состоянии он может дать себе отчет в любой своей слабости или неправильности. Он способен выслушать что-то не очень приятное от своего собеседника, с досадой, но направленной не на собеседника. Он видит и признает свои недостатки. Он говорит себе, что да, у него есть неприятные черты характера, но он пока не видит, как их исправить, они у него есть, но он не виноват в этом. Это и есть принятие себя.

Принимать себя — значит не осуждать себя.

Когда же человек обвиняет себя («да, я опоздал, я соврал, я пообещал и подвел, конечно, я виноват»), это наоборот — непринятие себя.



Скачайте чек-лист для релакса→

Универсальный сценарий

Для ребенка осуждением, наказанием, непринятием является все, что сводится к двум простым словам — «ты плохой».

Это можно показать вербально, невербально, лексикой, мимикой, выразительным вздохом, глазами, как угодно.

Детей нельзя ругать и наказывать никогда, ни в какой форме, ни по какому поводу, ни для каких целей.

Нельзя не потому что это не соответствует высшему гуманизму и последнему слову психологической науки. Нельзя в чисто практическом плане.

Любое осуждение на глубинном уровне подрывает уверенность ребенка в себе, развивает его неуверенность и вследствие этого провоцирует желание защищаться от всего на свете.

Источник

Альтернатива осуждению

Представьте себе, что у вас произошла какая-то неприятность (опоздали, потеряли бумажник, поцарапали машину) и вы делитесь этим переживанием с другом. Для чего вы с ним поделились, что хотите услышать? Да, сопереживание.

Как понять, что такое, когда ругают? Это когда не сочувствуют.

На что надо реагировать в любой ситуации с собеседником любого возраста? Только на его сиюминутное чувство. Нужно на него откликаться.

Наши дети воспринимают все наши реакции как осуждение, если не ощущают прямолинейного сочувствия.

Ситуации сочувствия. Почему нельзя говорить «не плачь»

Представьте себе: бежит пятилетний ребенок. Споткнулся, упал и заплакал. Подходит к нему сочувствующий взрослый и говорит: «Ничего страшного, не плачь. Смотри, какая машина проехала, птичка пролетела». Что ребенок видит за этими словами?

«Как это не плачь, больно же? Значит, оказывается, правильный родитель сейчас на моем месте бы не плакал. И правильный ребенок сейчас, наверное, не плакал бы, а я значит неправильный и испытываю неправильные чувства».

Слова вроде «не плачь, не переживай, не нервничай» не только не являются сочувствием, а отрицают чувства нашего собеседника любого возраста.

Сочувствие и сопереживание помогает подобрать точные слова и точные выражения для разных ситуаций и разных диалогов. Какое чувство испытывает ударившийся ребенок? Ему больно, обидно. Вот эти фразы ребенок воспримет, как сочувствие.

Мы должны научиться воспринимать все происходящее через сочувствие. Приучить себя реагировать на сиюминутные чувства нашего ближнего, в частности ребенка.

Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.

Обложка статьи: pexels.com

Похожие статьи