Представьте себе. Вы идете в парк. Ребенок видит бабочку на ветке, и она ему нравится. Он разводит пальцы в стороны, будто увеличивает картинку на экране. Да, он просто привык к тому, что можно увеличить то, что его интересует.
Эта картинка очень ярко показывает степень зависимости наших детей от гаджетов.
На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар Екатерины Бурмистровой, семейного психотерапевта, детского психолога и эксперта по детско-родительским отношениям. Екатерина говорила о том, как нужно выстраивать отношения детей с гаджетами, чтобы дети не попадали в экранное рабство.
Предлагаем вам отрывок из вебинара.
Почему дети привыкают к гаджетам
У ребенка до 8,5 лет нет способности критически оценивать реальность. А если нет критики, то нет и фильтров. То есть, для ребенка все, что связано с визуальным восприятием, с картинкой, со скоростью, настолько притягательно и настолько важно, что он не может оторваться, не может отделить хорошее от плохого, не понимает, что ему полезно, а что — не очень.
Также до 7 лет дети не умеют говорить «нет» удовольствиям. Это умение созревает к 11-12 годам, когда формируется способность волевым образом регулировать разные вещи. До этого момента ребенок тянется к удовольствиям и это может стать причиной зависимости от гаджетов.
Яркость того, что происходит на экране несопоставима с тем, что происходит в жизни. Ребенка, конечно, притягивает яркость, скорость впечатлений, количество событий в минуту, и ему очень сложно оторваться, просто невозможно это сделать самому.
Как работает «центр удовольствий» у ребенка
У ребенка нет способности отследить свое состояние. То есть, он нажимает вновь и вновь на заветную кнопку, не чувствуя, что работает дофаминовая ловушка, в итоге происходит пресыщение и перевозбуждение. Но ребенок этого не замечает. Так он попадает в плен постоянного подпитывания впечатлениями.
Совет: Чтобы этого избежать, нужно четко дозировать экранное время.
Что еще нужно знать про видеоконтент
Видео-развлекалки блокируют способность самостоятельной креативной игры. Между тем ролевые игры связаны с воображением и очень важны для развития интеллекта.
Игры на компьютере не работают на развитие интеллектуальных способностей. Дело в том, что играя на планшете, ребенок привыкает получать, а не генерировать, чтобы не создавать что-то новое.
Если после просмотра мультиков, ребенок говорит, что ему скучно, то вероятно у него уже есть зависимость. Эта скука — часть так называемого «абстинентного синдрома», синдрома отвыкания.
Ловушка развивающих игр
Развивающие игры — это чистый маркетинг. Польза от них — только свободное время родителей. Плата — возможный старт зависимости.
Гораздо полезней классические настольные игры и другие занятия, которые мы можем предложить ребенку вне экрана.
Принципы отношений с гаджетами
Правила экранного времени устанавливают родители. И это хорошо и правильно.
Хорошо, если до 12-14 лет правила экранного времени устанавливают родители. Устанавливают спокойно. Это наша с вами взрослая зона ответственности. Идеально, если и у взрослых есть личные правила экранного времени, потому что если вы говорите одно, а ребенок видит другое, то он точно будет сопротивляться правилам.
Экранное время — это десерт
Экранное время — это десерт, но нельзя начинать обед с десерта, нельзя питаться одними десертами. Этот принцип легко объяснить ребенку на примере со сладкими блюдами.
Гаджеты — не единственный «десерт» для семьи
Гаджеты не должны быть единственными приятными и интересными впечатлениями. Потому что, если ребенку до 7 лет кажется, что время перед экраном — самое интересное, это тревожный звонок. Ему должно быть интереснее с родителями, с друзьями, братьями и сестрами, во время игр и прогулок.
Жизнь снаружи должна быть насыщенней и интересней
Реальная жизнь всегда должна быть интереснее и насыщеннее виртуальной. Сделайте реальность привлекательнее. Если у вас какое-то время были ограничения (ребенок болел и вы нигде не были) и время перед экраном увеличилось, всегда старайтесь вернуться к норме.
Общая для всей семьи позиция
Согласованная позиция обоих родителей в вопросе гаджетов очень важна. Если ее нет, то вам нужно обсудить все основные моменты, связанные с гаджетами, чтобы вы друг с другом не конфликтовали. Важно услышать друг друга и прийти к общему решению.
Что делать, если ребенку сложно оторваться от экрана
Использовать «правило 3 звонков». Когда вы предупреждаете, как в театре, что время заканчивается. Вы используете не просто таймер, который срабатывает за две минуты до окончания экранного времени, за минутку да окончании экранного времени, и в то время, когда уже пора выключать. Это работающий способ.
Предупреждать дополнительный раз. Если ребенок не может оторваться после трех предупреждений, то можно использовать дополнительный раз — еще один звонок.
Говорить об «отрицательных последствиях» скандала. Если ребенок отдал гаджет со скандалом, после всех звонков таймера, то вы должны его предупредить о последствиях — в следующий раз экранное время будет сокращено. Это работает, начиная с 4-4,5 лет.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.
Обложка статьи: pexels.com